Экспортирующие отрасли сейчас ощущают катастрофическую нехватку рабочей силы, а зарплаты квалифицированных специалистов повышаются и со временем могут приблизиться к уровню зарплат Европейского союза, признают руководители различных отраслевых ассоциаций.
«Прошлый год был отмечен катастрофической нехваткой рабочей силы, а привлечь безработных к информационным технологиям – это «невыполнимая миссия», – сказала президент Латвийской ассоциации информационных и коммуникационных технологий Сигне Балиня.
По ее мнению, один из выходов из этой ситуапции – умное использование существующих ресурсов. Другой вариант – импорт специалистов.
«К сожалению, людей в Латвии больше не становится. Даже если начнут рождаться дети и произойдет демографический взрыв, чтобы результат был ощутим на рынке труда, пройдут 20-25 лет. Многие специалисты, живя в Латвии, работают все же не на местный рынок, а на Скандинавию, США и другие страны, программируя проекты для предприятий этих стран. Мы – отрасль с третьей самой крупной в Латвии зарплатой, а причина этого проста – надо платить больше, иначе люди будут уходить», – признала Балиня.
Президент Латвийской ассоциации машиностроения и металлообработки Вилнис Рантиньш также сказал, что в его отрасли не хватает квалифицированных людей.
«Даже в регионе с самой большой безработицей – в Латгале – трудно найти специалиста, который хотел бы работать. Если другого выхода не будет, мы тоже начнем импортировать рабочие руки. Хочешь не хочешь – придется достичь уровня европейских зарплат. Они, конечно, будут немного ниже, чем в Европе, но других альтернатив нет», – подчеркнул Рантиньш.
«Необходимо понимать, что работников будет не хватать еще больше, если мы не сможем ощутимо поднять им зарплаты. Деревообработка переходит на более высокие технологии, в которых необходима еще более квалифицированная рабочая сила. В этом и следующем годах цена на такую рабочую силу будет неизбежно расти. Самое большое испытание для промышленности сейчас – сохранить конкурентоспособность при стремительно растущих расходах на рабочую силу», – сказал исполнительный директор Латвийской федерации деревообрабатывающей промышленности Кристапс Клаусс.
Даже председатель правления Латвийской ассоциации автоперевозчиков Latvijas Auto Валдис Трезиньш отметил, что в его отрасли не хватает шоферов.
«Мы можем принять на работу даже 1 000 водителей, но соответствующих кандидатов нет. В советское время водителей готовили и в других системах, например, в армии. Теперь никаких систем нет, все происходит за счет предпринимателя или самого человека, но это не решает проблему. Об этом надо думать на государственном уровне и с помощью технического образования готовить работников не только обрабатывающей, но и транзитной отрасли. Если это не произойдет, придется нанимать иностранцев. Уже сейчас мы нанимаем белорусов, русских, а в некоторых компаниях работают даже болгары», – подытожил Трезиньш.
Ref: 103.108.108.1043