Послушав объяснения представителей Государственного контроля, Совета по конкуренции и Управления Рижского свободного порта (УРСП) по поводу нарушений в организации буксирных услуг, комиссия Сейма по государственным расходам и ревизии считает, что УРСП следует оценить ответственность должностных лиц.
Руководитель комиссии Алексей Лоскутов сказал, что судебные издержки, связанные с констатированными нарушениями конкуренции при организации буксирных услуг, являются государственными деньгами, поэтому необходимо оценить ответственность должностных лиц.
С ним согласился и депутат Артус Кайминьш. Он отметил, что в действиях УРСП постоянно наблюдается нигилизм, к тому же речь идет не только об оказании буксирных услуг, но и о других ранее констатированных нарушениях. Депутат призвал попросить, чтобы УРСП прислало должностные обязанности должностных лиц.
Также Кайминьш попросил сократить срок, до которого УРСП должно проинформировать депутатов о принятых решениях, на что депутаты согласились и установили срок — 1 июля.
На заседании поднялись дискуссии, во время которых представители УРСП не соглашались с утверждениями Госконтроля и Совета по конкуренции о нарушениях. Руководитель Совета по конкуренции Скайдрите Абрама призвала не застревать на деталях, а отвечать на самый главный вопрос: кто виноват в том, что допускаются такие нарушения. По ее мнению, госуправлению необходимо показывать пример, что так нельзя искажать конкуренцию.
Между тем представитель УРСП Артис Стуцка сказал депутатам, что доклад Госконтроля односторонний, в нем рассматриваются мнение и аргументы Совета по конкуренции, а мнение самого порта не учитывается.
Депутат Ингуна Судраба предложила поручить Кабинету министров, а не самим должностным лицам УРСП, оценить деятельность должностных лиц.
Парламентский секретарь Министерства экономики Вилнис Кирсис призвал думать о новых принципах управления в РСП. В правлении порта 4 муниципальных и 4 государственных представителя, которые блокируют друг друга. Поэтому следует полностью поменять эту модель.
Как уже сообщалось, недочеты, связанные с организацией буксирных услуг, обошлись РСП в более чем миллион евро, выяснил Госконтроль.
Как сообщили в Госконтроле, с 2009 года, когда Совет по конкуренции наложил первый штраф на РСП за нарушения конкуренции — использование доминирующего положения в организации буксирных услуг, у РСП возникли расходы в размере более 1 500 000 евро. Из них 850 000 евро – штрафы Совета по конкуренции, а более 200 000 евро – затраты на юридические услуги.
Проведя ревизию о действиях УРСП при устранении нарушений, констатированных Советом по конкуренции, ревизоры пришли к выводу, что изначально наложенный Советом по конкуренции штраф в размере 64 000 евро был возможностью для порта устранить нарушения, обнаруженные Советом по конкуренции. Если бы использование доминирующего положения было бы вовремя прекращено, расходы не выросли бы.
Второй возможностью избежать роста расходов было соблюдение рекомендаций Госконтроля после ревизии в 2013 году. Если бы УРСП провело реорганизацию флота, прекратив коммерческую деятельность в сфере буксирных услуг, то Совету по конкуренции, скорее всего, не пришлось бы проводить расследование и констатировать нарушения из-за жалоб коммерсантов. Таким образом, порту не пришлось бы платить наложенный в 2015 году штраф в 620 000 евро.
Не приняв во внимание рекомендации Госконтроля, Совет по конкуренции принял еще два решения о штрафах, в результате чего объем наложенных штрафов достиг 850 000 евро.
Между тем УРСП не видит нарушений в своей деятельности, касающейся организации буксирных услуг.
Ref: 102.112.112.4231