Экономический дневник. «Газпром» готов судиться с Латвией - BNN-NEWS.RU

Президент Латвии Андрис Берзиньш на этой неделе провозгласил закон «О государственном бюджете на 2014 год».

Из утвержденных парламентом документов президент не провозгласил лишь поправки к закону «Об иммиграции», предусматривающие введение квот на выдачу видов на жительство в обмен на инвестиции в недвижимость. Законопроект был отправлен на доработку, после чего депутаты большинством голосов назначили дату их повторного рассмотрения — 30 января следующего года.

Споры разразились и вокруг принятых в том же пакете поправок к закону «О налоге с микропредприятий». Они предусматривают повышение льготного сбора с нынешних 9% до 11% в 2015 году, до 13% — в 2016-м и до 15% — в 2017 году. Неизменной ставка останется лишь для фирм с оборотом до 7 тыс. евро. Изменения как таковые и их внезапность вызвали резкое недовольство бизнес-сообщества. Тем не менее А.Берзиньш поправки все же утвердил. Однако планируется, что Сейм снова вернется к рассмотрению закона летом 2014 года.

Еще один «взрывной вопрос» бюджета — закон «О налоге на субсидированную энергию». Он обязывает производителей «зеленого» электричества в следующие четыре года платить дополнительный сбор в размере от 5% до 15% получаемых субсидий (по сути, это сложный способ изъятия части только что выплаченных дотаций). Некоторые предприниматели утверждают, что изменения противоречат Конституции. Крайне негативную реакцию у представителей различных отраслей вызвали также 25-процентное повышение акциза на автогаз, введение 10-процентного портового сбора и применение налога на природные ресурсы к малым гидроэлектростанциям.

Компромиссное решение властям удалось найти по мерам по снижению фискальной нагрузки на рабочую силу. Принятый еще в прошлом году закон предполагал сокращение подоходного налога с населения в 2014 году с 24% до 22%. Однако в итоге от этой нормы было решено отказаться. Вместо нее со следующего года на один процентный пункт уменьшатся обязательные взносы социального страхования. Предполагается, что со стороны работника они снизятся с 11% до 10,5%, а со стороны работодателя — с 24,09% до 23,59%.

Медленное расчленение монополиста

Также на этой неделе правительство одобрило еще один исторический законопроект, предусматривающий в скором времени частичную либерализацию латвийского газового рынка, а также отделение от компании Latvijas gāze (LG) оператора системы распределения голубого топлива. В понедельник поправки к закону «Об энергетике» были поддержаны Комитетом Кабинета министров, а уже во вторник их утвердило правительство. Теперь изменения пойдут в Сейм, который должен успеть принять их до апреля следующего года.

Разработанный Министерством экономики документ призван обеспечить частичное выполнение Латвией требований Третьего энергопакета ЕС. Причем самая существенная часть законопроекта касается поправок, которые парламент принял еще в далеком 2005 году. Тогда депутаты утвердили нормы о полном открытии газового рынка, отдельно оговорив, что в силу они вступят лишь с 4 апреля 2014 года.

Спустя восемь лет власти оказались перед сложной дилеммой. С одной стороны, государству необходимо быстро двигаться к либерализации, с другой — остается в силе приватизационный договор от 1997 года, гарантирующий Latvijas gāze монопольные права на латвийском рынке до 2017 года.

В итоге ведомство Даниэля Павлютса подготовило законопроект, который предполагает вступление в силу в начале апреля следующего года лишь небольшой части намеченных ранее изменений. Так, в частности, должна начать действовать норма, по сути обязывающая LG обеспечить всем заинтересованным лицам равный доступ к системе газоснабжения. При этом большинство других правил (например, предоставление потребителям права свободно выбирать торговца) было решено законсервировать до момента, когда у страны появится фактический доступ к «Большому ЕС» (любые страны за исключением Литвы, Эстонии и Финляндии), либо когда рыночная доля доминирующего игрока окажется ниже 75%.

Председатель правления LG Адриан Давис заявил, что одобренный правительством вариант не соответствует условиям приватизационного договора. По его словам, Газпром (владеет 34% акций поставщика) готов судиться с Латвией в связи с невыполнением страной своих обязательств.

Портам поставили диагноз

Между тем Всемирный банк завершил исследование латвийских гаваней. Согласно выводам организации, грузопоток на Балтике продолжит расти, но это совершенно не гарантирует сохранения положительной динамики грузооборота в латвийском коридоре: Россия инвестирует огромные деньги в развитие собственной инфраструктуры, качество услуг там растет, ее роль в регионе — тоже. Если в 2000 году порты восточного соседа контролировали четверть проходящих через регион товаров и сырья, то сегодня их доля составляет около 60%.

Дополнительным фактором риска является сама структура привлекаемых нами грузов. В Риге и Вентспилсе более 80% приходится на транзит, причем основа этого потока — уголь и нефтепродукты, на обслуживании которых много не заработаешь. Более выгодные для экономики в целом контейнерные перевозки пока остаются в зачаточном состоянии: по последним данным Министерства сообщения, в столице они составляют всего около 10%, по стране в целом — 5,4%.

Для сохранения конкурентоспособности, а уж тем более ее повышения, Латвии предстоит напряженный труд сразу в нескольких направлениях. На операционном уровне критически важной становится работа всей логистической цепочки: клиента все меньше интересует эффективность конкретного терминала, так как доля последнего в стоимости доставки составляет всего около 10%. Поэтому нет смысла смотреть на развитие гаваней в отрыве от всех остальных этапов: границы, таможенных процедур, железных и автодорог и др., где у нас не все гладко.

Другой болезненный вопрос — наличие финансовых ресурсов у самих портов для необходимых инвестиций. И Рига, и Вентспилс для сохранения позиций удерживают стоимость своих услуг на очень низком уровне, из-за чего страдают доходы. Из этого следуют три вывода. Первый: пространства для конкуренции с Клайпедой, Таллином, Усть-Лугой и др. за счет цены у них практически не осталось. Второй: для развития инфраструктуры собственных средств им не хватит (если Вентспилс еще как-то мог бы обойтись своими силами, то столица — точно нет), поэтому модернизация этого участка коридора очень зависима от еврофондов. Третий: для увеличения поступлений не мешало бы повысить эффективность расходов. Здесь, по мнению Всемирного банка, резерв достаточно велик.

Отсюда возникает тема управления гаванями. Иностранные эксперты в докладе не раз отмечают, что оно как минимум могло бы быть более прозрачным, от чего все только выиграют: прогнозируемые и понятные правила игры лучше, чем налоговые льготы, способны привлечь новых игроков из числа международных компаний.

017.000.108.1017

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости

123

ZADROCHI! Skachat porno 2024: xxx video online

2Porno - Seks 2024: porno erotika video HD

Смотреть на ТУТПорно с русским переводом порно фильмы онлайн бесплатно

Seks на Drochila: порно эротика видео бесплатно

Porno TRAHER: 2024 seks video HD

Смотреть 2024 года секс порно эротика видео онлайн бесплатно

XXX 2024: Sex school porno video online

Sekis ZATRAHAL - video seks kino film