На этой неделе наконец появилась некоторая ясность в вопросе беженцев, которых странам Евросоюза придется расселить на своей территории. До сих пор не очень понятно, как это будет происходить на практике, но стали известны конкретные цифры.
Итак, Латвии придется принять в общей сложности 531 мигранта в течение двух лет, а не 776, как предполагалось ранее. Эту новость после экстренного заседания глав МВД сообщил министр внутренних дел Рихард Козловскис, отметив, что снижение числа мигрантов, которых будет обязана принять Латвия, произошло за счет неожиданного подключения к решению проблемы Норвегии, Дании, Ирландии и Швейцарии. Всего же по странам ЕС предстоит распределить 120 тыс. беженцев, из которых около 66 тыс. уже прибыли на территорию Европы, главным образом в Грецию, Италию, Хорватию и Венгрию. Оставшиеся прибудут из других стран.
В свою очередь за прошедшим сразу после заседания Совета министров внутренних дел и юстиции экстренном совещании лидеров государств Евросоюза было принято решение о создании на внешних границах ЕС специальных пунктов приема беженцев. Не до конца проясненным остался вопрос, будут ли на границах возводится заграждения. Политики пока не дают четкого ответа, однако латвийское предприятие Žogu fabrika 23 сентября отправило первую партию произведенной у нас колючей проволоки Венгрии, которая, не дожидаясь никаких официальных решений, уже возводит заграждения в восьми-десяти приграничных районах, которые наиболее подвержены миграционному давлению.
Поднимали вопрос о строительстве стены вдоль границы с Россией и Латвия с Эстонией, однако на собственные деньги этот проект не потянуть, поэтому заграждение появится только в том случае, если средства на его возведение выделит ЕС.
Беженцы как возможность
И вот тут возникает совершенно новый аспект в миграционной проблематике, а именно – решение проблемы беженцев может стать возможностью если не для заработка, то получения дополнительных европейских средств. Деньги будут нужны абсолютно на все: начиная от создания пунктов приема мигрантов и заканчивая их интеграцией, плюс меры по укреплению внешних границ ЕС, плюс дополнительные человеческие и материальные ресурсы, которые потребуются на решение самых разнообразных проблем. Плюс, плюс, плюс…
Пока речь идет о том, что ЕС готов дополнительно выделить на урегулирование миграционного кризиса 1,7 млрд евро, из которых Латвия до 2020 года может получить около 46 млн евро. И это все будет плюсоваться к средствам европейских фондов, которые распределяются в новом периоде планирования с 2014-го по 2020 год.
Кстати, особо сообразительные начали зарабатывать на этой теме уже сейчас. Создатели антивирусной программы eScan сообщили, что пока военные беженцы из Сирии стремятся в Европу, мошенники пытаются обмануть доверчивых читателей, следящих за новостями и репортажами об этой острой теме. Еще больше попыток обогатиться наблюдается при сборе пожертвований якобы на нужды военных беженцев.
Эксперты безопасности обращают внимание, что тема военных беженцев эксплуатировалась в мошенническом обмане и раньше, только в основном в виде электронных писем. Например, пользователи получали лживые письма с просьбой о помощи девочке, якобы страдающей в Сирии от бедности и ужасов войны. Теперь мошенники стараются с помощью шокирующих фотографий и заголовков привлечь пользователей на свои вредительские сайты.
Словом, не исключено, что миграционный кризис кому-то поможет преодолеть финансовый кризис.
И судя по отчаянным попыткам правительства найти инновационные способы пополнения бюджета, очередной финансовый кризис в нашей стране может быть и не за горами. Служба госдоходов на этой неделе сообщила, что за восемь месяцев года сумма несобранных налогов превысила 50 млн евро. И пока взаимные санкции ЕС и России будут в силе, надеяться на выполнение плана по сбору налогов не приходится.
В поисках дополнительных средств правительство на этой неделе поддержало введение налога солидарности и дифференцированного необлагаемого минимума, отменило льготы на иждивенцев и внесло серьезные коррективы в закон «О налоге для микропредприятий», которые призваны усилить налоговую нагрузку на эту категорию бизнесменов, использующих облегченный налоговый режим. Не поздоровится и тем, кто зарабатывает более 4 тыс. евро в месяц. И хотя, по подсчетам Министерства финансов, таких людей в Латвии около 4700 из 800 тыс. всех работающих, Латвийская конфедерация работодателей на этой неделе заявила, что оспорит введение налога солидарности в Конституционном суде, если правительство не начнет учитывать мнение коммерсантов.
Но министры идут своим путем, не особо-то реагируя на критику, и продолжая утверждать, что налоговые инициативы направлены на достижение социального равенства между всеми категориями трудящихся и, по сути, являются справедливыми и своевременными, и к тому же пополнит госказну.
Так, по расчетам Минфина, введение дифференцированного необлагаемого минимума с 1 января 2016 года спустя год принесет в бюджет дополнительно 5,86 млн евро. В свою очередь эффект от повышения необлагаемого минимума на 10 евро в 2016 году и последующие годы составит 17 млн евро.
Отмена льгот по подоходному налогу с населения (ПНН) за иждивенцев — совершеннолетних трудоспособных лиц — дополнительно принесет в бюджет в 2016 году и в последующие годы 25 млн евро. А сохранение ставки ПНН на уровне 23%, о чем также договорись министры на этой неделе, в 2016 году даст положительный фискальный эффект в размере 60,63 млн евро. А в результате введения налога солидарности дополнительные поступления в бюджет в 2016 году составят 40,9 млн. евро.
А в завершении небольшой штрих к теме социального равенства в Латвии, о восстановлении которого так радеют наши политики. За полгода с тех пор, как в Латвии вступил в силу новый порядок, согласно которому получатель ипотечного кредита может выбрать кредитный договор с так называемым принципом оставленных ключей, в пяти банках такой кредит выбрали лишь около 50 клиентов, что по сравнению с общим числом получателей кредитов ничтожно мало. Об этом свидетельствуют мнения представителей банков, обобщенные Латвийской ассоциацией недвижимости LANIDA.
Как отмечают представители банков, основными препятствиями, ограничивающими семьи в получении ипотечных кредитов, являются нехватка средств на первый взнос, а также существующая в стране теневая экономика, которая не позволяет доказать свои доходы. Поэтому эксперты рекомендуют думать о том, как уменьшить эти препятствия.