Экономический дневник Латвии. Почему евро так низко пал? - BNN-NEWS.RU

Завершившаяся неделя ознаменовалась очередным падением курса евровалюты по отношению к доллару. 11 марта соотношение валют обновило 12-летний исторический минимум. В этот день на биржевых торгах за 1 евро давали около 1,05 доллара. Это самое низкое значение с апреля 2003 года. Банковские аналитики предсказывают, что паритет будет достигнут уже летом этого года, а 2017-м евро будет стоить около 0,85 доллара.

Латвия входит в еврозону, и значительные колебания национальной валюты не пройдут незаметно для населения и предприятий. Однако и драматизировать это явление не стоит, так как отношения между долларом и евро переживали и гораздо худшие времена, что наглядно продемонстрирует небольшой экскурс в историю.

1 января 1999 года, когда евро был введен в безналичное обращение, его курс к доллару был установлен на уровне 1 евро = 1,1736 доллара. Теперь признано, что курс американской валюты тогда был, как будто ошибочно занижен, а евро — необоснованно завышен. И действительно, очень скоро доллар стал непрерывно дорожать, а евро — обесцениваться. Уже в конце ноября 1999-го был достигнут паритет евро и доллара, а к октябрю 2000 года за один евро давали всего 0,82 доллара. Даже если нынешние прогнозы экспертов относительно 2017 года сбудутся, это все еще не будет самым дном, на которое евро опускался за свою недолгую историю.

Единая европейская валюта стала укрепляться по отношению к доллару с 2003 года, правда, с переменным успехом. С конца 2005 года начался период самого продолжительного и стабильного роста. В итоге в апреле 2008 года за евро давали 1,60 доллара. Однако затем, на фоне мирового экономического кризиса доллар резко подорожал, и в 2009 году евровалюта стоила в среднем 1,25 доллара. Очередной максимум был достиг в марте 2014 года — примерно 1,39 доллара. После чего началось затяжное снижение, и к настоящему моменту (за 12 месяцев) евро подешевел к доллару почти на 23%.

Аналитики таких мировых банков, как 40 mg Citi , Morgan Stanley, Deutsche Bank и Bank of America Merrill Lynch констатируют, что скорость падения евро оказалась выше ожидаемой и предполагают, что паритет будет достигнут, скорее всего, уже в нынешнем году. А к 2017-му эксперты ожидают, что один евро будет стоить 0,85 — 0,90 доллара.

Причиной текущего падения стоимости евровалюты послужил старт программы «количественного смягчения» Европейского центрального банка (ЕЦБ). Регулятор будет покупать гособлигации стран ЕС на 60 миллиардов евро в месяц. Программа продлится до сентября 2016 года, на нее потратят 1,1 триллиона евро. Таким образом ЕЦБ надеется подстегнуть экономический рост в еврозоне и преодолеть дефляцию.

В поисках утраченного десятилетия

По данным Центрального статистического управления, годовая дефляция в феврале 2015 года составила 0,1%, и хотя за месяц (с января текущего года по февраль) потребительские цены выросли на 0,3% — это еще не является хорошим знаком для экономики. Месячную инфляцию специалисты объясняют значительным повышением стоимости проезда в общественном транспорте Риги, и если бы не это, цены на товары и услуги показали бы снижение и в месячном исчислении.

Между тем о риске развития японского сценария (периода затяжной дефляции) в еврозоне заговорили и местные эксперты. Так, экономист Банка Латвии Гундарс Давидсонс опубликовал статью «В поисках утраченного Японией десятилетия», в которой анализирует причины и последствия продолжительного кризиса в Стране восходящего солнца.

По мнению г-на Давидсонса, несмотря на тревожное сходство ситуации в Японии образца 1990 года, когда сначала рухнул рынок акций, а затем — недвижимости, и еврозоны образца 2009 года, существенным отличием была реакция на кризис. Страны валютного блока, например, оперативно реанимировали банковскую систему, чтобы та возобновила кредитование. Также неоднократно снижалась базовая процентная ставка, а 9 марта стартовала программа «количественного смягчения», о которой писалось выше. Япония тоже прибегла к подобным мерам, но со значительным опозданием, что сыграло ключевую роль в развитии хронических форм кризиса.

Вместе с тем по-прежнему сохраняется один общий для еврозоны и Японии риск — недостаточность и медленная реализация структурных реформ. Именно этот фактор и станет определяющим в ответе на вопрос: «Предстоит ли и еврозоне пережить утраченное десятилетие?».

Дорога раздора

15 марта завершилось общественное обсуждение самого масштабного в новейшей истории Латвии инфраструктурного проекта — железнодорожной магистрали Rail Baltica. Дискуссии об оптимальном маршруте будущей дороги прошли во всех самоуправлениях, через которые она пройдет. В целом, как отметил эксперт по пространственному планированию компании RB Latvija (проводила технический анализ) Нейл Балгалис, жители активно участвовали в обсуждении, однако главным спорным вопросом стали компенсации владельцам собственности, которых напрямую затронет реализация этого проекта.

Премьер-министр Лаймдота Страуюма заявила, что отказаться от строительства Rail Baltica Латвия не может, однако размер компенсаций должен быть адекватным, и вопрос будет решаться с каждым хозяином в индивидуальном порядке.

На вопрос, что означает «адекватная компенсация», если из-за прокладки магистрали дом пойдет под снос и жильцам придется искать новое жилье, в Министерстве сообщения пока не дали четкий ответ, отметив, что вопрос будет решаться поэтапно — в соответствии с графиком реализации проекта.

В Латвии, напомним, уже был аналогичный прецедент. Под снос в свое время пошел дом, на месте которого теперь построен «Замок света» — новое здание Латвийской Национальной библиотеки. Тогда жильцам пришлось даже судиться с государством, был принят отдельный закон, и компенсация получилась вполне «адекватной» — до 10 тыс. евро (7 тыс. латов) за квадратный метр.

Как пояснила изданию Diena еврокомиссар по транспорту Виолетта Булк, Rail Baltica выполняет важную задачу, связывая транспортную сеть Балтии с остальной Европой. «Сейчас вы довольно изолированы. Да, вы хорошо соединены с Россией, но не со странами ЕС, что является важным условием, чтобы вообще говорить о каком-либо единстве европейского рынка», — сказала она.

Справка

На 2017-2019 годы намечено отчуждение собственности и проектирование.

В 2020 году начнется прокладка линии Таллин — Рига — Каунас. Работы планируется завершить в 2025 году. До 2030 года будет построено соединение с Варшавой.

Протяженность латвийского участка Rail Baltica составит 190 километров. Трасса, согласно нынешнему плану, пройдет через самоуправления Салацгривы, Лимбажи, Сеи, Инчукалнса, Ропажи, Гаркалне, Стопини, Саласпилса, Кекавы, Балдоне, Иецавы и Бауски с ответвлением на Ригу, которое затронет интересы Марупской волости.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости

123

ZADROCHI! Skachat porno 2024: xxx video online

2Porno - Seks 2024: porno erotika video HD

Смотреть на ТУТПорно с русским переводом порно фильмы онлайн бесплатно

Seks на Drochila: порно эротика видео бесплатно

Porno TRAHER: 2024 seks video HD

Смотреть 2024 года секс порно эротика видео онлайн бесплатно

XXX 2024: Sex school porno video online

Sekis ZATRAHAL - video seks kino film