bnn.lv Latviski   bnn-news.com English   bnn-news.ru По-русски
Понедельник 11.12.2017 | Именины: Valdis, Voldemārs, Valdemārs
LatviaЛатвия

Экономист: Латвия как транзитный коридор скоро может потерять конкурентоспособность

FaceBook
Twitter
Draugiem
print
(Пока оценок нет)

Baltic news,News from Latvia,BNN.LV,BNN-NEWS.COM,BNN-NEWS.RU

Гинтс Белевичс

«Ни для кого не секрет, что объем железнодорожных грузов в Латвии в этом году упал почти на 20%, что обусловлено как неблагоприятными тенденциями в сырьевых ценах, падением спроса на уголь на Западе, так и политическим решением России направить большую часть грузов в свои порты на Балтике. В последнее время мы все больше замечаем, что слова России превращаются в дела: государственным предприятиям велено везти грузы через свои порты в обход Латвии. У такого решения не только политический мотив, но также экономический — должны окупиться огромные инвестиции в Санкт-Петербург, Усть-Лугу и Приморск», — указывает экономист банка Nordea Гинтс Белевичс.

«Может показаться что, объявлять в такой момент об инвестициях в несколько сотен миллионов евро в инфраструктуру Latvijas dzelzceļš (LDz) это все равно что класть деньги в карман покойника, которого закапывают в землю. Однако ситуация не такая однозначная, как выглядит поначалу», — поясняет Белевичс.

«Одна из причин, почему необходима электрификация железной дороги, это тенденции в современной железнодорожной инфраструктуре. Как когда-то мы отказались от паровых локомотивов, так и сейчас дизельные локомотивы это уже прошлое. Они менее эффективны, чем электролокомотивы, требуют более частого обслуживания, загрязняют среду вредными выбросами. Покрытия для электромагнитной левитации, по которым можно было бы отправлять коробки с грузами и пассажиров — концепция далекого будущего, поэтому приходится мириться с намного более простыми технологиями. Также надо учитывать, что в имеющемся парке локомотивов Latvijas dzelzceļš есть экземпляры, которым место скорее в музее, а не на магистральных рельсовых путях, их обслуживание и ремонты требуют больших вложений, к тому же существенную замену части парка дизельных локомотивов придется произвести независимо о того, осуществляется ли электрификация железной дороги или нет. Устарели также существующие железнодорожные электролинии, которые в ближайшее время придется менять.

Во-вторых, если посмотрим, что делают соседи, то Беларусь благодаря китайскому финансированию постепенно увеличивает долю электрифицированной железнодорожной сети, в том числе в сторону Литвы. И литовцы намерены электрифицировать железнодорожный участок от Клайпеды до белорусской границы. Из-за этого возникают опасения, что Латвия уже в ближайшие годы может потерять конкурентоспособность как транзитный коридор, и все больше грузов будут везти в Клайпедский порт, так как это ближе, удобнее и дешевле, особенно для грузов из Беларуси. Именно белорусские, а не китайские или дальневосточные грузы могут стать наиболее реальной заменой российским грузам в будущем, поэтому для Латвии крайне важно не отставать от своих прямых конкурентов в транзитной отрасли. Ради истины надо сказать, что даже если Россия и хотела бы этого, все свои приходящие и исходящие грузы она не смогла бы эффективно обслуживать в своих портах и потому что в этих портах мощностные ограничения, и потому что в будущем объемы грузов продолжат увеличиваться», — говорит Белевичс.

«По подсчетам, 38% инвестиций в проект электрификации могут остаться в Латвии, хотя я верю, что эту цифру можно увеличить по крайней мере до 60%, поскольку в Латвии есть предприятия и в металлообрабатывающей отрасли, и в отрасли электроники, которые смогут обеспечить поставки в нужном для проекта объеме и качестве. Наибольшую пользу экономике и занятости электрификация даст Латгальскому региону. Таким образом, проект будет иметь и благоприятное геополитическое значение. Во время строительства дополнительные рабочие места создавались бы вблизи ведения строительных работ (гостиницы, кафе и т. д.). Также стоит изучить и возможности синергии с концерном Latvenergo и использования инфраструктуры для нужд обоих предприятий.

В рамках этого проекта у Латвии есть возможности освоить 347 млн евро европейских средств, предусмотренных на экологические проекты. Не осуществляя электрификацию, нереально освоить такой объем средств в других проектах. Конечно, нам не надо покупать Mercedes только потому, что половину стоимости оплачивает кто-то другой, если в конце концов оказывается, что нет денег на топливо. Так как проект электрификации обсуждается на различных форумах и кулуарах уже как минимум лет десять, возникает уверенность, что польза, расходы, риски и возможные варианты осуществления достаточно изучены, чтобы не говорить, что проект слишком «незрелый» и сделан в последний момент, чтобы освоить средства ЕС, к тому же из-за сокращения железнодорожных грузов в этом году не придется откладывать в дальний ящик», — подчеркивает банковский эксперт.

«Вопросы могут возникнуть по поводу выбранных маршрутов электрификации и порядка их ввода. Скорее всего, электролинии необходимы до обоих крупных портовых городов — Риги и Вентспилса, что, в свою очередь, делает этот проект очень дорогим. Оставлять один из этих портов вне игры может быть опасно с точки зрения конкурентоспособности. Особенно это относится к Вентспилсу, который из-за длинной железной дороги уже сейчас проигрывает Риге. Если электрификацию начать с вентспилсского направления, как предлагает Latvijas Dzelzceļš, то важно не поставить Ригу в положение долгосрочного пасынка и сохранить существующую пропорцию грузоперевозок между Рижским и Вентспилсским портами», — поясняет он.

«Открытым остается вопрос об объемах грузов. За первые девять месяцев спад перевезенных по железной дороге грузов составляет 20% по отношению к предыдущему году, в свою очередь уже в октябре, по словам председателя правления Latvijas Dzelzceļš Эдвинса Берзиньша, объем грузов больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Об остановке тенденции падения еще рано говорить, так как на октябрьский результат может повлиять базовый эффект прошлого года, какие-то одноразовые сделки, однако общий объем в этом году может составить порядка 45 млн т. Ожидаемая Latvijas Dzelzceļš экономия в один евро за тонну подсчитана с учетом годового объема грузов в 50 млн т. Такой объем — не утопия, если учитывать, что из последних 15 лет за десять лет был перевезен самый крупный объем, но при этом нет гарантий, что в будущем объемы грузов сохранятся хотя бы на текущем уровне. Ясно, что при каком-то определенном спаде объема грузов расходы на содержание инфраструктуры электрификации станут слишком большим бременем для Latvijas Dzelzceļš, которое придется перекладывать или на перевозчиков — в виде тарифов, или субсидировать из госбюджета. К сожалению, широкой общественности не доступен анализ чувствительности, опирающийся на объем грузов как на переменный параметр. На уровне ощущений кажется, что в проекте электрификации больше экономической обоснованности, как в любом хорошем уже реализованном или планируемом проекте, однако чтобы ощущения превратить в сильный аргумент, надо видеть подробные подсчеты.

При реализации такого инфраструктурного проекта однозначно существуют различные риски, однако если их, по возможности, минимизировать, то в таком проекте я вижу больше пользы, чем потенциальных убытков. Если во время ничего не предпримем, то потеряем глобальную конкурентоспособность в отрасли, которая издавна была одним из достоинств Латвии как государства и как территории. Нашей проблемой зачастую является неспособность во время принять решения, из-за чего конкуренты опережают нас. И на государственном уровне иногда надо брать на себя обдуманные риски. Самые маленькие — в отрасли, которая веками была нашим конкурентным преимуществом», — подчеркивает Белевичс.

Ref: 102.112.112.4939


Добавить комментарий

Неделя будет ветреной, воздух прогреется до +9

В понедельник, 11 декабря, днем температура воздуха будет в пределах от -3 до +2 градусов, и лишь на морском побережье может быть еще на градус теплее. Днем ожидаются небольшие осадки, преимущественно мокрый снег и снег, передает Центр окружающей среды, геологии и метеорологии.

Обзор недели от BNN: информатор Шлесерса из БПБК. Рейзниеце-Озола - не глава Еврогруппы

BNN предоставляет обзор наиболее актуальных тем этой недели, разделенных на категории: «Перемены», «Сделка», «Борьба», «Падение», «Правда», «Рост» и «Будущее».

Неделя в Литве. Будут искать могилу командира партизан Раманаускаса

В следующем году ученые планируют искать на вильнюсском кладбище останки Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса, командира литовского антисоветского сопротивления, и других борцов за свободу.

Zemnieku saeima: нужно упростить условия ввоза иностранных работников

На заседании Совета пищевой отрасли самые громкие дискуссии вызвал вопрос о нехватке рабочей силы в сельскохозяйственных и пищевых перерабатывающих предприятиях. Крестьяне недоумевают по поводу решения Министерства экономики и считают, что оно далеко от реальности.

В Латвии вторые самые низкие в ЕС расходы на соцзащиту

В Латвии расходы на социальную защиту по отношению к ВВП являются вторыми самыми низкими в Евросоюзе. В Литве и Эстонии они немного выше, чем в Латвии. Таковы данные Eurostat за 2015 год.

Немного снизится тариф на природный газ для домохозяйств

С 1 января 2018 года немного снизятся тарифы на природный газ для домохозяйств, использующих его для отопления, сообщает АО Latvijas gāze в официальном издании Latvijas Vēstnesis.

Стрике: и Кучинскис, и Вейонис танцуют под дудку Лембергса

«Уже десять лет Айварсу Лембергсу запрещено исполнять обязанности председателя Вентспилсской думы. И столько же времени Лембергс и государственные должностные лица игнорируют это. Контролирующий работу муниципалитетов министр Каспарс Герхардс, будучи весьма хорошо проинформированным об истинном центре власти, которым, на мой взгляд, к сожалению, не являются граждане Латвии, как заявлено в Конституции, едет с визитом не в Вентспилс, а к Лембергсу, чтобы, по сути, поклониться и заверить в преданности, как в Средние века», - считает политик Новой консервативной партии, депутат Рижской думы Юта Стрике.

Агломерация Риги увеличилась на 4,2%

Агломерация Риги в этом году занимает на 299 кв. м (+4,2%) больше по сравнению с 2012 годом. В свою очередь численность населения агломерации за последние пять лет сократилась на 26 395 (-2,4%). Об этом свидетельствует исследование, проведенное департаментом городского развития Рижской думы и географическим факультетом Латвийского университета.

Audi достигла новых рекордов продаж

Прошедший ноябрь оказался одним из самых удачных в этом году для марки Audi во всем мире. Покупателям было поставлено около 160 000 автомобилей, что на 4,5% больше по сравнению с прошлым годом.

Средний уровень потребительских цен за год вырос на 2,7%

Средний уровень потребительских цен за год (в ноябре 2017 года по сравнению с ноябрем 2016-го) вырос на 2,7%. Цены на товары выросли на 2,7%, а на услуги - на 2,9%, сообщает Центральное статистическое управление.

В Латвии продолжит холодать

В ближайшие семь дней погода будет непостоянной, сохранится влияние циклонов. В пятницу, 8 декабря, днем температура воздуха на большей части территории страны будет в пределах от +1 до +5 градусов, а на морском побережье воздух прогреется до +7, передает Центр окружающей среды, геологии и метеорологии.

В Латвии 5-е самое низкое в ЕС отношение налогов к ВВП

В Латвии налоговая нагрузка — отношение налогов и социальных взносов к валовому внутреннему продуктов — пятая самая низкая в Евросоюзе. Самые высокие налоги — во Франции и Дании.

Кучинскис выступил на открытии японско-латвийского бизнес-семинара

В Латвии создана уникальная синергия между традиционным финансовым сектором и fintech-стартапами. Постоянно ведется работа над новыми решениями, чтобы Латвия стала выбором номер один для размещения штаб-квартиры fintech—компаний, сказал премьер-министр Марис Кучинскис на открытии в Токио японско-латвийского бизнес-семинара World FinTech Day Latvia.

В Минобороны Эстонии объединят два департамента

Правительство Эстонии утвердило изменения в структуре Министерства обороны, предусматривающие объединение двух департаментов — информационных технологий и политики кибербезопасности.

Латвийский экспорт строительства достиг исторического максимума

Объем латвийского экспорта строительства в третьем квартале достиг 73 млн евро, что является самым высоким результатом латвийской строительной отрасли на внешних рынках. Об этом свидетельствуют новейшие данные Банка Латвии.

Крупнейшие компании прогнозируют рост оборота в следующем году

Как свидетельствуют результаты опроса финансовых директоров, проведенного банком SEB, большинство крупных предприятий Балтии прогнозирует, что в следующем году их оборот вырастет.

Освобожденные из индийской тюрьмы 14 эстонцев вернулись домой

После четырех лет в индийских тюрьмах домой вернулись 14 судовых охранников из Эстонии. Это стало возможным после того, как индийская прокуратура отказалась обжаловать решение суда о помиловании.

Ужесточается контроль за перевозками бытовых отходов в Латвии

Сегодня Сейм поддержал в окончательном чтении поправки в Закон об управлении отходами, сообщает пресс-служба Сейма.

Продлен срок участия латвийских солдат в операции против ИГИЛ в Ираке

Сегодня Сейм поддержал проект решения о продлении срока участия солдат Национальных вооруженных сил в антитеррористической операции в Ираке до 1 февраля 2020 года, сообщает пресс-служба Сейма.

Стрике: олигархов нужно исключить из принятия политических решений

«Работа комиссии парламентского расследования не продвинется вперед. Все, что происходит вокруг нее, и те, кого приглашают в эту комиссию, указывает на то, что подключились те же самые силы, которые обслуживали олигархов», - говорит в интервью с BNN бывшая заместитель начальника БПБК, а ныне оппозиционная депутат Рижской думы Юта Стрике.