bnn.lv Latviski   bnn-news.com English   bnn-news.ru По-русски
Пятница 22.09.2017 | Именины: Maigurs, Mārica, Māris
LatviaЛатвия

Экономист: Латвия как транзитный коридор скоро может потерять конкурентоспособность

FaceBook
Twitter
Draugiem
print
(Пока оценок нет)

Baltic news,News from Latvia,BNN.LV,BNN-NEWS.COM,BNN-NEWS.RU

Гинтс Белевичс

«Ни для кого не секрет, что объем железнодорожных грузов в Латвии в этом году упал почти на 20%, что обусловлено как неблагоприятными тенденциями в сырьевых ценах, падением спроса на уголь на Западе, так и политическим решением России направить большую часть грузов в свои порты на Балтике. В последнее время мы все больше замечаем, что слова России превращаются в дела: государственным предприятиям велено везти грузы через свои порты в обход Латвии. У такого решения не только политический мотив, но также экономический — должны окупиться огромные инвестиции в Санкт-Петербург, Усть-Лугу и Приморск», — указывает экономист банка Nordea Гинтс Белевичс.

«Может показаться что, объявлять в такой момент об инвестициях в несколько сотен миллионов евро в инфраструктуру Latvijas dzelzceļš (LDz) это все равно что класть деньги в карман покойника, которого закапывают в землю. Однако ситуация не такая однозначная, как выглядит поначалу», — поясняет Белевичс.

«Одна из причин, почему необходима электрификация железной дороги, это тенденции в современной железнодорожной инфраструктуре. Как когда-то мы отказались от паровых локомотивов, так и сейчас дизельные локомотивы это уже прошлое. Они менее эффективны, чем электролокомотивы, требуют более частого обслуживания, загрязняют среду вредными выбросами. Покрытия для электромагнитной левитации, по которым можно было бы отправлять коробки с грузами и пассажиров — концепция далекого будущего, поэтому приходится мириться с намного более простыми технологиями. Также надо учитывать, что в имеющемся парке локомотивов Latvijas dzelzceļš есть экземпляры, которым место скорее в музее, а не на магистральных рельсовых путях, их обслуживание и ремонты требуют больших вложений, к тому же существенную замену части парка дизельных локомотивов придется произвести независимо о того, осуществляется ли электрификация железной дороги или нет. Устарели также существующие железнодорожные электролинии, которые в ближайшее время придется менять.

Во-вторых, если посмотрим, что делают соседи, то Беларусь благодаря китайскому финансированию постепенно увеличивает долю электрифицированной железнодорожной сети, в том числе в сторону Литвы. И литовцы намерены электрифицировать железнодорожный участок от Клайпеды до белорусской границы. Из-за этого возникают опасения, что Латвия уже в ближайшие годы может потерять конкурентоспособность как транзитный коридор, и все больше грузов будут везти в Клайпедский порт, так как это ближе, удобнее и дешевле, особенно для грузов из Беларуси. Именно белорусские, а не китайские или дальневосточные грузы могут стать наиболее реальной заменой российским грузам в будущем, поэтому для Латвии крайне важно не отставать от своих прямых конкурентов в транзитной отрасли. Ради истины надо сказать, что даже если Россия и хотела бы этого, все свои приходящие и исходящие грузы она не смогла бы эффективно обслуживать в своих портах и потому что в этих портах мощностные ограничения, и потому что в будущем объемы грузов продолжат увеличиваться», — говорит Белевичс.

«По подсчетам, 38% инвестиций в проект электрификации могут остаться в Латвии, хотя я верю, что эту цифру можно увеличить по крайней мере до 60%, поскольку в Латвии есть предприятия и в металлообрабатывающей отрасли, и в отрасли электроники, которые смогут обеспечить поставки в нужном для проекта объеме и качестве. Наибольшую пользу экономике и занятости электрификация даст Латгальскому региону. Таким образом, проект будет иметь и благоприятное геополитическое значение. Во время строительства дополнительные рабочие места создавались бы вблизи ведения строительных работ (гостиницы, кафе и т. д.). Также стоит изучить и возможности синергии с концерном Latvenergo и использования инфраструктуры для нужд обоих предприятий.

В рамках этого проекта у Латвии есть возможности освоить 347 млн евро европейских средств, предусмотренных на экологические проекты. Не осуществляя электрификацию, нереально освоить такой объем средств в других проектах. Конечно, нам не надо покупать Mercedes только потому, что половину стоимости оплачивает кто-то другой, если в конце концов оказывается, что нет денег на топливо. Так как проект электрификации обсуждается на различных форумах и кулуарах уже как минимум лет десять, возникает уверенность, что польза, расходы, риски и возможные варианты осуществления достаточно изучены, чтобы не говорить, что проект слишком «незрелый» и сделан в последний момент, чтобы освоить средства ЕС, к тому же из-за сокращения железнодорожных грузов в этом году не придется откладывать в дальний ящик», — подчеркивает банковский эксперт.

«Вопросы могут возникнуть по поводу выбранных маршрутов электрификации и порядка их ввода. Скорее всего, электролинии необходимы до обоих крупных портовых городов — Риги и Вентспилса, что, в свою очередь, делает этот проект очень дорогим. Оставлять один из этих портов вне игры может быть опасно с точки зрения конкурентоспособности. Особенно это относится к Вентспилсу, который из-за длинной железной дороги уже сейчас проигрывает Риге. Если электрификацию начать с вентспилсского направления, как предлагает Latvijas Dzelzceļš, то важно не поставить Ригу в положение долгосрочного пасынка и сохранить существующую пропорцию грузоперевозок между Рижским и Вентспилсским портами», — поясняет он.

«Открытым остается вопрос об объемах грузов. За первые девять месяцев спад перевезенных по железной дороге грузов составляет 20% по отношению к предыдущему году, в свою очередь уже в октябре, по словам председателя правления Latvijas Dzelzceļš Эдвинса Берзиньша, объем грузов больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Об остановке тенденции падения еще рано говорить, так как на октябрьский результат может повлиять базовый эффект прошлого года, какие-то одноразовые сделки, однако общий объем в этом году может составить порядка 45 млн т. Ожидаемая Latvijas Dzelzceļš экономия в один евро за тонну подсчитана с учетом годового объема грузов в 50 млн т. Такой объем — не утопия, если учитывать, что из последних 15 лет за десять лет был перевезен самый крупный объем, но при этом нет гарантий, что в будущем объемы грузов сохранятся хотя бы на текущем уровне. Ясно, что при каком-то определенном спаде объема грузов расходы на содержание инфраструктуры электрификации станут слишком большим бременем для Latvijas Dzelzceļš, которое придется перекладывать или на перевозчиков — в виде тарифов, или субсидировать из госбюджета. К сожалению, широкой общественности не доступен анализ чувствительности, опирающийся на объем грузов как на переменный параметр. На уровне ощущений кажется, что в проекте электрификации больше экономической обоснованности, как в любом хорошем уже реализованном или планируемом проекте, однако чтобы ощущения превратить в сильный аргумент, надо видеть подробные подсчеты.

При реализации такого инфраструктурного проекта однозначно существуют различные риски, однако если их, по возможности, минимизировать, то в таком проекте я вижу больше пользы, чем потенциальных убытков. Если во время ничего не предпримем, то потеряем глобальную конкурентоспособность в отрасли, которая издавна была одним из достоинств Латвии как государства и как территории. Нашей проблемой зачастую является неспособность во время принять решения, из-за чего конкуренты опережают нас. И на государственном уровне иногда надо брать на себя обдуманные риски. Самые маленькие — в отрасли, которая веками была нашим конкурентным преимуществом», — подчеркивает Белевичс.

Ref: 102.112.112.4939


Добавить комментарий

ЕК: дальнейшее финансирование RB будет зависеть от переговоров в ЕС

Договоренность о деньгах на проект железной дороги европейского стандарта Rail Baltica после 2020 года будет достигнута на переговорах по финансовому плану Евросоюза на следующий период, пояснила еврокомиссар.

Эксперт: в Латвии растет индекс продуктивности отрасли электроники

Отрасль электроники и электротехники — самая быстрорастущая отрасль обрабатывающей промышленности в Латвии. Рост оборота отрасли в Латвии был самый быстрым и превысил показатели и ЕС, и остальных стран Балтии, говорит руководитель по оптовой торговле ООО Lemona Latvija.

Антане учредила новую партию в Вентспилсе

В Вентспилсе в четверг, 21 сентября, была учреждена новая региональная политическая партия «Время перемен», инициатором основания которой является президент общества предпринимателей транзитного бизнеса «Балтийская ассоциация — Транспорт и логистика» Инга Антане с единомышленниками.

Кайминьш: Лембергс - самое большое несчастье Латвии

Один из самых громких депутатов Сейма Артусс Кайминьш в интервью BNN поделился своим мнением о самом скандальном за последнее время событии в Латвии - «разговорах олигархов». Лембергса он называет самым большим несчастьем Латвии.

Главы МИД Латвии и Литвы договорились о создании Премии балтов

В преддверии Дня единства балтов, когда латыши и литовцы вспоминают историческую битву при Сауле, латвийский и литовский министры иностранных дел Эдгарс Ринкевичс и Линас Линкявичюс выступили с заявлением о создании Премии балтов, сообщает МИД Латвии.

Судраба указала «ложные» сведения на сайте парламентского расследования

Парламентарий Андрей Юдин требует изучить возможное нарушение этики Ингуной Судрабой, которая разместила на сайте комиссии парламентского расследования «Дела олигархов» «ложную информацию».

ВС отказался проверять в кассационном порядке приговор имантскому педофилу

Верховный суд отказался проверять в кассационном порядке решение Рижского окружного суда, приговорившего к 22 годам тюрьмы мужчину, осужденного по так называемому делу имантского педофила, сообщают в суде.

Обещают солнечные и теплые выходные

В пятницу, 22 сентября, в Латвии днем небо постепенно прояснится и лишь в некоторых местах на западе пройдут небольшие кратковременные дожди. Днем воздух прогреется до +16…+20 градусов, а в ночь на среду температура понизится до +9…+14 градусов, передает Центр окружающей среды, геологии и метеорологии.

Citadele Index: самые пессимистичные - предприниматели Латгале и Видземе

К предпринимателям возвращается оптимизм, показывают данные новейшего исследования Citadele Index, в рамках которого каждый квартал опрашиваются 750 руководителей и собственников латвийских предприятий.

Литва тоже обеспокоена качеством западных продуктов питания

Литовская Продовольственно-ветеринарная служба на этой неделе сообщила, что сравнение продуктов питания международных брендов, которые продаются и в Западной Европе, и в Литве, показало, что в литовских магазинах продается не совсем то же самое, что, например, в Берлине.

В августе уровень цен производителей в промышленности вырос на 0,1%

В августе по сравнению с июлем уровень цен производителей в латвийской промышленности вырос на 0,1%. Об этом свидетельствуют данные Центрального статистического управления. Уровень цен и на реализованную на местном рынке, и на экспортированную продукцию вырос на 0,1%.

Политолог: по авторитету Вейониса нанесен удар

Состоявшееся в Сейме голосование, на котором не был поддержан законопроект президента Раймондса Вейониса о прекращении предоставления статуса негражданина новорожденным детям, является ударом по авторитету Вейониса, комментирует политолог Филипп Раевский.

Сейм поддерживает упрощение расследования менее тяжких преступлений

Сейм одобрил изменения в Уголовно-процессуальный закон, которые предусматривают упрощение процесса расследования менее тяжких преступлений.

Латвийцы хотят как у эстонцев - публиковать переводы законов

«Для того чтобы улучшить инвестиционную среду в Латвии, переводы правовых актов на английский язык должны быть доступны и удобны в использовании. Эстонцы давно практикуют это и готовы поделиться опытом», - подчеркивают представители официального издания Latvijas Vēstnesis.

На штрафы дорожных строителей в Риге построят детскую площадку

Размер штрафа, который компания ACB за несоблюдение сроков окончания ремонтных работ на улицах Бривибас и Валдемара должна будет уплатить Рижской думе, за четыре дня просрочки составил 29 600 евро.

Озолиньш: в транзитно-логистической отрасли необходимо активнее коммуницировать друг с другом

Коммуникация и более тесный обмен информацией между работающими в отрасли - необходимые условия для укрепления латвийского транзита, подчеркнул на заседании Совета по логистике председатель совета Каспарс Озолиньш.

В Риге пройдут антитеррористические учения

21 и 22 сентября в торговом центре Mols в Риге будут проводиться антитеррористические учения Hermejs 2017, цель которых — проверить способности госучреждений, задействованных в антитеррористических мероприятиях, реагировать в случае нападения террористов на объект массового скопления людей, сообщает Полиция безопасности.

Ринкевичс призывает провести радикальные реформы миротворческой деятельности ООН

20 сентября в Нью-Йорке министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс в рамках 72-й сессии Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций выразил позицию Латвии о необходимости реформ миротворческой деятельности ООН, сообщает МИД Латвии.

Некоторые депутаты хотят перехода на обучение только на латышском языке

Коалиционные партнеры готовы рассмотреть предложение Национального объединения «Все для Латвии — Отечеству и свободе/ДННЛ» о переходе на обучение только на латышском языке.

ЛОК не понимает промедления с созданием антидопингового бюро

Латвийский олимпийский комитет недоумевает по поводу того, что в Кабинете министров отложен вопрос создания антидопингового агентства.

Новые комментарии