В течение девяти месяцев с начала открытия иранского представительства латвийской логистической компании Pro Logistic Services объем перевезенных грузов и количество клиентов выросли на 15%.
«Длинный период экономической блокады сейчас делает иранский рынок очень привлекательным направлением для представителей различных отраслей в Европе, в том числе и Латвии. Растет экспорт и импорт, а следовательно, и объем перевезенных грузов. Возможность перевозить грузы через Иран — важный поворот на мировом рынке логистики. Это возможность возродиться Великому Шелковому пути, который соединял Восток и Запад», — говорит коммерческий директор латвийской Pro Logistic Services Дмитрий Бабак.
В Центральной Азии около 50% потока экспорта-импорта идет через иранские порты, поясняет представитель компании. Основные импортируемые в Иран из Центральной Азии продукты: железные и стальные продукты, а также рожь, пшеница, рапс и их семена. Основные товары, экспортируемые Ираном в Центральную Азию: фисташки, финики, изюм, белый цемент, краски и лаки, веревки и фольга, мрамор, травертин, искусственные и натуральные полимеры и строительные краски. Первыми грузами, перевезенными Pro Logistic Services через Иран, были минеральные удобрения и сера, но компания видит также большой потенциал в транзите сырья и нефтепродуктов, хлопка, минеральных удобрений, генеральных и насыпных грузов, рассказывает представитель компании.
«Любой новый рынок, который долго был изолирован, сложный. Основные проблемы сейчас создают денежные транзакции между иранскими и европейскими банками, а также огромная бюрократия и налоговая нагрузка. Например, регистрация компании и открытие филиала занимает несколько месяцев. Есть трудности и с привлечением иностранной рабочей силы и получением разрешений на работу. Предприятия осторожничают и по геополитическим причинам, ведь отношения США и Ирана до сих пор хрупкие. При этом есть и ряд положительных моментов, которые очень интересны для бизнеса в долгосрочной перспективе. Население Ирана в отличие от Европы очень молодое. 32% жителей, или 23,7 млн, в возрасте от 15 до 30 лет. Это означает, что в ближайшие годы ВВП и покупательная способность будут расти. В сфере образования ситуация тоже гораздо лучше, чем мы ожидали. В стране 2 500 заведений высшего образования и 4,8 млн студентов. Многие учатся в Европе и США, свободно владеют иностранными языками», — говорит о рынке Бабак.
Учитывая, что на развитие инфраструктуры в мире в большей степени влияют созданные в США и Европе технологии, долгие годы блокады значительно замедлили развитие иранской инфраструктуры. Особенно ощутим недостаток портовой инфраструктуры и терминалов для перевалки специфических грузов.
«Сейчас мы смотрим на Иран как на транзитную территорию, и создание дочерней компании является первым шагом, чтобы напрямую работать с иранскими железными дорогами и портами. На ближайшие два года запланированы первые инвестиционные проекты по развитию терминала для перевалки химических грузов. Мы видим инвестиционные возможности и возможности развития бизнеса и в долгосрочной перспективе, которые принесут пользу и латвийским, и иранским портам, а именно развитие железнодорожного транспорта для доставки товаров из стран Аравийского полуострова и Индийского океана через Иран в страны Балтии и дальше — в Скандинавию», — говорит Бабак.
За девять месяцев 2016 году объем железнодорожных грузов в Иране достиг 30 млн т, что на 14% больше, чем годом ранее. До 2021 года правительство Ирана планирует перевозить железнодорожным транспортом 30% от всего объема грузов. Учитывая, что в Центральной Азии, где находятся Казахстан, Таджикистан и Туркменистан, нет ни одного открытого морского порта, товарооборот между этим регионом и Европой происходит через порты Балтийского или Черного морей или порты Персидского залива в Иране. Именно последние являются одними из важнейших транзитных ворот для экспорта химических продуктов из Узбекистана и Туркменистана и экспорта хлопка из Узбекистана, Туркменистана, Киргизии и Таджикистана, а также используются для импорта товаров с Дальнего Востока и Юго-Востока.
Ref: 225.112.112.5915