На этой неделе исполняется пять лет историческому указу тогдашнего президента Валдиса Затлерса Nr. 2 об инициации роспуска Сейма. Постолигархический период — так можно охарактеризовать политику Латвии на этом этапе. Для двоих из некогда могучей тройки ЛШШ − Андрису Шкеле и Айнару Шлесерсу, − которые уже угасающие к тому времени остатки былого влияния объединили в политическом проекте «За хорошую Латвию», указ Затлерса от 28 мая 2011 года и последовавшее за ним народное голосование стали окончательным приговором об их выдворении из политики, пишет журналист издания Ir Айварс Озолиньш.
«Остался один Лембергс», — констатировал Затлерс в вышедших в прошлом году мемуарах. При этом Лембергс выглядит еще моложе, ярче, бодрее и продолжает отравлять политическую среду. Однако его влияние неизбежно чахнет, цитирует статью Озолиньша портал TVNet.
«Теперь даже щедро откормленные хозяином Вентспилса «крестьяне» хотят хотя бы создавать видимость, будто они самостоятельно принимают решения, и, как отметил Затлерс, «отросток или аппендикс СЗК» (так доктор назвал некогда влиятельного политического вершителя) «этой партии, похоже, начинает мешать». Действительно, люди СЗК, словно оправдываясь, кивают на премьер-министра Мариса Кучинскиса, мол, он-де не человек Лембергса!
Возможно, парадоксально, что нынешнее правительство, в котором доминирует СЗК, и которое проще всего выдать за наглядное доказательство «возвращения» последнего олигарха, может оказаться следующим или фатальным этапом как личного влияния Лембергса, так и олигархического стиля управления. Вместе с должностью премьер-министра «зеленые крестьяне» получили и всю ответственность за происходящее в стране — именно то, чего не смогли снести «Народная партия» Шкеле и «Первая партия» Шлесерса. Парадокс, но Затлерс может оказаться прав в том, что Лембергс сам выкопал яму олигархии, суть и смысл которой — власть без ответственности, пишет Озолиньш.
Он продолжает: «Обыграв и «кинув» своего закулисного партнера по олигархическим играм, председателя «Единства» Солвиту Аболтиню, и вместе с ней почти уничтожив «Единство», Лембергс потерял и столь удобное ему правительство Лаймдоты Страуюмы, которое ни одно серьезное решение не могло принять без его согласия, и в котором СЗК могло побыть тихоней. А потому он сам подверг «зеленых крестьян» бесконечным проклятиям.
Это могло бы быть «очень позитивной точкой поворота, — сказал Затлерс в последнем номере журнала Ir. Потому что за два с половиной года до следующих выборов «правительство должно хоть что-то сделать». А что показывать — все ту же фигу в шляпе? Лембергсу никогда больше не стать кандидатом в премьер-министры от СЗК, подытожил Затлерс, «а иначе кто такой Кучинскис?» — пишет Озолиньш.
Как известно, по результатам народного голосования, которое состоялось 23 июля 2011 года, избиратели уверенно отклонили такую систему — 94% проголосовали за роспуск Сейма. В следующий Сейм Шлесерс и Шкеле уже не прошли, а «Союз зеленых и крестьян» (СЗК) остался за бортом правительственной коалиции.
(…) В свою очередь председатель «Единства» Аболтиня, очевидно, до сих пор не может осознать, что указ Затлерса спас ее партию от гибели в «дружеских» объятьях Лембергса. В январе этого года она в очередной раз заявила, что роспуск Сейма пять лет назад вызвал в обществе большие надежды, а потом последовало большое разочарование. Скоро она и сама закончит, сделав либо «политическое самоубийство», либо «исполнив задание по уничтожению собственной партии», как и предполагает Затлерс.
Первые олигархи не пропали бесследно. Плоды работы Шлесерса напомнили о себе, когда государству в прошлом году пришлось выкупить акции airBaltic и вложить в авиакомпанию 80 миллионов. О Шкеле можно вспоминать каждый раз, когда мы включаем электричество, и тем самым начинаем платить за его «шедевр» − так Затлерс назвал в своей книге компоненту обязательной закупки электроэнергии. А обвиняемый в тяжких преступлениях Лембергс ежедневно мелькает перед глазами на телевидении и кидает длинные тени на правительственные решения. Кроме того «вентспилсская бацилла проникла в Ригу», в думе которой царит, как сказал Затлерс «совершенно циничный правовой нигилизм». Будущий Сейм пока видится пустыней, продуваемой популистскими ветрами.
«Однако вряд ли многие скучают по временам, когда в Латвии все происходило железно — так, как было при формате «3A». «Политику больше нельзя подчинить нескольким людям», — убежден Затлерс. Его решение пять лет назад завершило времена, когда некоторые пытались это сделать, и предоставило Латвии демократическое будущее, даже если Лембергс или кто-то другой очень этого не хотят», — резюмировал Озолиньш.
Ref: 102.108.108.12819