На интересы экономической безопасности государства может неблагоприятно повлиять то обстоятельство, что среди партнеров латвийских портов есть компании, чьи владельцы приближены к политической элите России. Это создает риск: в случае, если российская элита примет решение перенаправлять грузы в другие порты, то лояльные ей предприниматели, скорее всего, последуют этому указанию, прогнозирует Полиция безопасности (ПБ).
Несмотря на напряженность в политических отношениях и публичные заявления о перенаправлении грузов в российские порты, существенных колебаний в общем объеме переваленных в латвийских портах грузов в отчетном периоде констатировано не было. К тому же в прошлом году российские предприниматели продолжали инвестировать в латвийскую транзитную отрасль, что указывает на их желание и в будущем использовать латвийские порты для перевалки грузов, говорится в публичной части отчета ПБ за 2015 год.
В то же время ПБ упоминает в отчете, что в прошлом году изменения коснулись руководств Latvijas Dzelzceļš и «Российских железных дорог». Эти изменения во второй половине 2015 года вселили неуверенность в участников латвийской транзитной отрасли относительно дальнейших объемов грузов российского происхождения, вызывая опасения о спаде грузоперевозок в 2016 году. Объем переваленных в латвийских портах грузов за первые месяцы этого года подтвердил эти подозрения. Как известно, в прошлом году председатель правления Latvijas Dzelzceļš Угис Магонис был задержан по подозрению в коррупции и был вынужден покинуть свою должность.
ПБ отмечает, что о планах переориентировать грузы в российские порты различные российские должностные лица говорили и раньше, однако главной преградой для реализации этой идеи до сих пор было недостаточное развитие железнодорожной инфраструктуры в России. По этой причине диверсификация стран происхождения грузов по-прежнему играет важную роль в уменьшении рисков для безопасности, однако в прошлом году существенного прогресса в этой области достигнуто не было.
ПБ отмечает также, что утвержденные в этом году поправки в Закон об энергетике, предусматривающие либерализацию газового рынка с 3 апреля 2017 года, уменьшат зависимость от одного поставщика и укрепят энергетическую безопасность Латвии. В то же время ПБ отмечает, что эта цель будет достигнута полностью лишь тогда, когда либерализация произойдет на самом деле, а не формально.
В прошлом году объем переваленных в латвийских портах грузов существенно не изменился, однако до сих пор важную роль в грузообороте играли грузы российского происхождения. Учитывая неоднократно упоминавшуюся российскими должностными лицами цель перенаправить грузы в российские порты, недостаточный прогресс в диверсификации грузов латвийских портов в долгосрочной перспективе может неблагоприятно повлиять на интересы экономической безопасности.
Ref: 102.112.112.4171