bnn.lv Latviski   bnn-news.com English   bnn-news.ru По-русски
Пятница 13.12.2019 | Именины: Veldze, Lūcija
LatviaЛатвия

Как Берзиньш возглавил банк и «честно» украл многомиллионный куш (Часть II)

FaceBook
Twitter
Draugiem
print
(Пока оценок нет)

Baltic news,News from Latvia,BNN.LV,BNN-NEWS.COM,BNN-NEWS.RU, Андрис Берзиньш

Андрис Берзиньш

Президент Латвии Андрис Берзиньш в эти дни попал в центр внимания общественности, как говорят политологи, из-за странных и безответственных действий. На сей раз речь пойдет о том, как будущему президенту и его компании удалось устроить так, чтобы в ходе приватизации Unibanka в середине 90-х годов врагами считались все, кому могло прийти в голову заплатить государству за приватизируемый банк.

«Предложений на приватизацию Unibanka было достаточно – вместе с документами, подготовленными тремя банками, и предложением от Parex были получены также предложения еще от четырех небольших банков, от частного лица А. Озолиньша, а также от претендента «Представители сотрудников Unibanka». О том, насколько серьезными были намерения лиц, подавших последнее предложение, говорит интервью Андриса Берзиньша, опубликованное в газете Lauku Avīze 15 ноября 1994 года с говорящим заголовком «Unibanka хочет купить его коллектив». Об этом говорится в выпущенной издательством Atēna книге Л. Лапсы, К. Янчевски и И. Саатчиане «Латыш обыкновенный», фрагменты которой опубликовал портал Pietiek.

« – Уже несколько месяцев обсуждается вопрос о приватизации Latvijas Universālā banka. Что об этом думаете Вы? 

– (…) В процессе учреждения Unibanka было ясно, что пока у него будет статус государственного банка, но рано или поздно его приватизируют. Тогда предполагалось, что банк будет приватизирован примерно через пару лет – когда должно было завершиться переустройство его работы и структуры до уровня международных стандартов. Латвийское Агентство приватизации объявило предложение о включении Unibanka в приватизацию уже в этом году. (…)

– В объявленный Агентством приватизации срок заявки на приватизацию Unibanka подали банк Parekss, Latvijas Depozītu banka, Centra banka, Latvijas Kredītbanka и, наконец, сам же Unibanka. Очевидно, у каждого претендента имеются свои предложения. Каково предложение Unibanka?

– Предложение о приватизации Unibanka с учетом существующих в стране законов о приватизации подписали и подали ведущие сотрудники нашего банка. Однако это не означает, что Unibanka собираются приватизировать три-четыре лица. Предложение написано и подано от имени коллектива Unibanka. В нем предлагается продать работникам Unibanka сравнительно небольшую часть акций – примерно десять процентов. При приватизации банков так делается и в других странах. Кто, если не сотрудники банка, лучше всего знает ситуацию на своем рабочем месте? И кто, если не работник банка, больше всего заинтересован в его росте?

Мы предлагаем осуществить приватизацию банка в три этапа. Первый этап – увеличение капитала Unibanka с привлечением одного или нескольких стратегических инвесторов – например, солидных западных банков или других финансовых предприятий; второй этап – продажа государственных акций жителям за сертификаты. Таким образом можно продать около 50% акций, принадлежащих сейчас государству. Определенную часть акций можно продать так называемым пенсионным фондам или напрямую пенсионерам и т.д. Третий этап – продажа оставшихся акций жителям за деньги.

Для работников Unibanka можно было бы зарезервировать возможность купить за сертификаты или за деньги определенное количество акций, которые будут продаваться на втором и третьем этапе.

Опыт других стран показывает, что после первых двух этапов приватизации стоимость банковских акций на бирже значительно возрастает.

– Чем предложение сотрудников вашего банка отличается от других предложений о приватизации?

– В предложении сотрудников Unibanka предусмотрено повышение банковского капитала и привлечение стратегического инвестора или инвесторов. В этом главное отличие. Инвестирование дополнительного капитала или финансовых ресурсов в Unibanka не только укрепит банк, но и поспособствует притоку капитала во всю латвийскую банковскую систему, которая еще слишком слаба. В Восточной Европе есть страны, в которых капитал банков составляет сотни миллионов долларов. При этом в Латвии лишь у нескольких банков капитал составляет лишь несколько десятков миллионов долларов.

Солидный западный инвестор любому латвийскому банку даст престиж, который имеет на финансовом рынке очень большое значение. Следует учесть, что во многих странах Восточной Европы в приватизации банков уже используется привлечение стратегического инвестора. И эта работа ведется успешно…»

На самом деле руководство Unibanka, в том числе и наш главный герой, еще до этого достаточно ясно заявили, что хотели бы осуществить так называемую «приватизацию с привлечением частного капитала». Причем Андриса Берзиньша и его компаньонов не смущало то, что тогдашнее законодательство не предусматривало подобные методы. Не смущало это не только их. Член правления Агентства приватизации Виктор Шадинов этим желанием на полном серьезе объяснил задержку разработки условий приватизации банка – если бы условия были приняты сразу же, эти претенденты были бы автоматически исключены, но это было бы «некорректно».

На странность ситуации генеральному директору Агентства приватизации Янису Наглису с нехарактерной для него открытостью в официальном письме, датированном 22 сентябрем 1994 года, – в последний день перед завершением срока подачи предложений о приватизации – указал сам президент Parex banka Валерий Каргин. (…)

Но кто же его послушает! (…) Так, заявленные Андрисом Берзиньшем и его компаньонами условия, которые позволили осуществить выбранный ими метод приватизации, были приняты как раз в тот самый день, когда банкир опубликовал в Lauku Avīze свой «манифест приватизации». Принятые 15 ноября 1994 года правила Кабинета министров Мариса Гайлиса Nr. 216 «О порядке приватизации, при которой приватизация осуществляется методом привлечения частного капитала» позволили осуществить именно то, что в списке своих пожеланий перечислил Андрис Берзиньш, а именно – приватизацию Unibanka с увеличением основного капитала банка.

Правда, не со всеми все было оговорено. Например, Госконтроль, который и тогда власть имущие особенно не брали в голову, после признания Андриса Берзиньша и Co и незаконного получения персональных акций призвал Сейм «разработать специальный закон о приватизации Unibanka, постановив, что единственным средством оплаты при приватизации банка должны быть деньги».

Кроме того, наученный предыдущим опытом директор департамента Госконтроля государственной хозяйственной деятельности Имантс Грикис еще в феврале 1995 года написал официальное письмо генеральному директору Агентства приватизации Янису Наглису. (…)

Но эти замечания не были приняты во внимание. «Чего мы хотим – максимально заработать? Моя позиция в том, что цель приватизации – улучшить эффективность всей нашей экономики», – так газете Diena прокомментировал приватизацию Unibanka Эдмунд Крастиньш. Когда условия приватизации наконец были не только приняты, но и опубликованы (верьте или нет, но в какой-то момент они были объявлены… конфиденциальными), оказалось, что половину целого ряда желанных акций планируется продать за сертификаты. Единственными, кто хоть как-то возражал против этой идеи, были представители «Политического объединения народных хозяйственников» (Tautsaimnieku politiskā apvienība — TPA) Эдвина Киде. (…)

Однако единственное, что получила эта группа депутатов – лишь несколько уклончивых комментариев. (…) У главы правительства есть свое объяснение о персональных акциях Андриса Берзиньша и остальных менеджеров банка, в выдаче которых позднее очевидные нарушения усмотрела и Генеральная прокуратура: «Законность выдачи персональных акций в рамках годового аудита проверила аудиторская фирма Coopers&Lybrand. Никаких нарушений с точки зрения латвийского законодательства или международных стандартов бухгалтерии обнаружено не было. В 24-м и 25-м примечаниях аудиторского заключения подтверждается, что предусмотренная в законе «Об акционерных обществах» скидка на покупку персональных акций покрывалась за счет разделяемых банковских резервов, имеющихся на 31 марта 1994 года, которые также включали в себя резервы на премии».

На упреки о невыгодных для государства условиях приватизации ответы давались в числах, которые показывали, что часть своих объемных вкладов государство все же вернет. Правда, забывалось, что вопрос задавался о выгоде или потерях государства от ожидаемой приватизации: «Депутаты TPA многократно выступали, в том числе и публично, с утверждениями об убытках, которые Unibanka якобы причиняет госбюджету. Упоминались и некоторые числа – от 20 до 50 млн латов. К сожалению, все время не хватало мало-мальски корректных расчетов, которые могли бы эти числа обосновать.

Факты свидетельствуют об обратном – в 1994 году Unibanka получил из госбюджета в качестве процентов за долгосрочные гособлигации 3,4 млн латов. В том же 1994 году Unibanka заплатил в госбюджет в виде налога на прибыль 1,4 млн латов и за счет полученной прибыли увеличил государственный капитал в банке на 1,2 млн латов. За счет возвращенных плохих кредитов удалось покрыть долгосрочные гособлигации на 2 млн латов. То есть в целом Unibanka дал Латвии 4,6 млн латов, а чистая прибыль государства составила: 4,6 млн латов – 3,4 млн латов = 1,2 млн латов. Непонятно, как из этих чисел можно получить убытки государства в размере несколькмх миллионов латов».

А вот о чем глава правительства «забыл» сказать, так это то, что уже тогда было ясно, что так называемая приватизация с привлечением частного капитала реально означала, что государство не вернет себе даже деньги, вложенные в шелуху от банка, не говоря уже о какой-либо выгоде от приватизации. Мариса Гайлиса превзошел наш главный герой, который в интервью все той же Lauku Avīze объяснил, насколько неправильным было бы, если бы возможность приватизировать банк получило какое-нибудь местное кредитное учреждение, которое заплатило бы за него государству реальную рыночную стоимость и реальные деньги: «Например, предложение банка Parekss по сути предусматривает отток капитала из латвийской банковской системы, поскольку те миллионы, которые банк Parekss заплатит, покупая у государства акции Unibanka, понизят общий капитал банковской системы…»

Что же предусматривали раскритикованные Андрисом Берзиньшем предложения банка Parex? Что по крайней мере половина банковского капитала должна была быть выставлена на аукцион единым пакетом и продана одному субъекту, а стартовая цена продажи должна была в два раза превышать номинальную стоимость государственного капитала, включая стоимость резервного капитала Unibanka. Победитель аукциона должен был заплатить обещанную сумму в течение 10 дней после утверждения результатов аукциона. Продав часть акций банка за сертификаты, в течение первых двух недель принимались бы только те сертификаты, которые были выданы политически репрессированным лицам или их наследникам. В том случае, если бы они не покрывали часть продаваемого государством капитала Unibanka, был бы объявлен второй этап накопления сертификатов. (…)

Что со своей стороны обещали вторые претенденты на приватизацию во главе с Андрисом Берзиньшем? Гораздо большее место в их предложениях имели не их же собственные намерения, а описание того, почему любое другое предложение по сути будет вредоносным как для самого кредитного учреждения, так и для банка и, скорее всего, для всего государства. (…)

Государству не только во время закулисных переговоров, но совершенно четко и открыто было сказано: все наши конкуренты, вероятнее всего, вредители, поэтому банк надо приватизировать в соответствии с нашим предложением, его значительную часть заслужили именно мы. (Любопытно, что «бандитский» Parex ничего подобного себе не позволял и указывал только на выгоду государства и банка, а также на планируемую работу).

Уделив так много энергии очернению конкурентов, собственные предложения Андриса Берзиньша, Эдвинса Самулиса, Иварса Кирсонса и Армандса Гринбергса (хотя говорилось о коллективной заявке, на самом деле ее подала именно эта небольшая компания) получились довольно короткими: «Конкретное предложение Unibanka предусматривает приватизацию в три этапа:

1) увеличение капитала Unibanka с привлечением стратегического инвестора или инвесторов – солидных западных банков или других финансовых учреждений [конкретный желанный инвестор в заявке указан не был, а позднее оказалось, что об этом даже никто и не позаботился];

2) продажа государственных акций широкой общественности за сертификаты (таким образом планируется реализовать около 50% принадлежащих государству акций; этот этап может иметь и социальную направленность – определенную часть акций можно продать пенсионным фондам или напрямую пенсионерам и т.д.);

3) продажа оставшихся государственных акций широкой общественности за деньги.

Для руководства и работников Unibanka зарезервирована возможность приобрести определенную часть принадлежащих государству акций на втором и третьем этапе (за сертификаты и за деньги)».

И хотя, говоря о приватизации банка, Андрис Берзиньш сказал газете Diena, что «по крайней мере в последнее время у меня есть ощущение, что в Латвии может не оказаться достаточно сильных претендентов, которые могли бы это сделать. И сейчас реально было бы вложить 10 млн латов», в поданном документе нет смысла искать обещания о какой-либо конкретной сумме, которую за свое имущество могло бы получить перманентно испытывающее в то время нужду в деньгах Латвийское государство. Более того, наш герой при любом удобном случае говорил, что нечего даже надеяться на то, что кто-то из местных или иностранных инвесторов может задуматься о покупке банковского пакета за такую «астрономическую» сумму.

Особенно многозначительным был его ответ на вопрос газеты Neatkarīgā Cīņa о том, сколько вообще может быть реальных претендентов на приватизацию Unibanka: «Я допускаю, что в Латвии таких претендентов нет. Наш уставной капитал составляет неполные 10 миллионов, и я не вижу, кто мог бы уверенно выложить такую сумму. Unibankа интересовались представители многих иностранных банков – из Гонконга, Канады. И те же представители известной нам национальности из Москвы. В августе здесь побывали Международная финансовая корпорация и шведские банки. Я считаю, что иностранных банкиров, которые интересуются приходом в Латвию и привлечением сюда крупных финансовых средств, сейчас отпугивает неопределенность официальных латвийских властей. Иностранные банки хотели бы вложить средства, но в такие ценные бумаги, которые котируются на бирже…»

Одним словом, даже не надейтесь, что кто-то будет готов заплатить за этот банк реальные деньги, но если кто-то и готов это сделать, очевидно, что он – вредитель, говорится в книге.

(Продолжение следует…)

102.108.108.6107


Добавить комментарий для Smehopanorama

  1. Smehopanorama:

    «Президент Латвии Андрис Берзиньш в эти дни попал в центр внимания….» Да не попал, а подсунули ! Интересно , с какой целью ? Ведь ещё свежи в памяти воспоминания о том, как «приветствовало» общество назначение последнего президента…:(( Кто-то из правящей партии рвётся к пожизненному пенсиону (4 года фотосессии и ты до смерти сидишь на шее народа вместе с семьей )

Снижение проходной планки в Литве повысит качество демократии или приведет к перепалкам в Сейме?

Литовские депутаты на этой неделе поддержали снижение планки для прохождения политических партий в Сейм Литвы до 3%, а для партийных объединений — до 5%. Сторонники идеи назвали такое шаг зрелостью, а противники видят в нем вред работе Сейма, поскольку это еще больше может еще больше раздробить партии.

Негражданин Латвии получил пять лет за участие в украинском конфликте

Департамент Верховного суда по уголовным делам оставил без изменения решение Рижского окружного суда, приговорившего даугавпилчанина Артема Скрипника к пяти годам тюрьмы за участие в вооруженном конфликте на востоке Украины.

Создана группа по обеспечению непрерывной работы порта Вентспилса

Премьер-министр Кришьянис Кариньш издал распоряжение о создании рабочей группы под руководством министра транспорта Талиса Линкайтса. Группа займется обеспечением непрерывной деятельности Вентспилсского свободного порта, сообщил пресс-секретарь премьера Сандрис Сабаевс.

В ответ на действия Германии Россия выдворяет двух немецких дипломатов

Россия потребовала, чтобы два сотрудника посольства Германии покинули страну. Это ответный шаг на решение Германии в связи с убийством некоего гражданина Грузии объявить двух российских дипломатов персонами нон грата в Германии.

Минобрнауки Латвии считает, что Лембергсу надо уйти из ЛОК

Для того чтобы не испортить репутацию Латвийского олимпийского комитета и всего спорта, министерство может лишь призвать Айварса Лембергса уйти с поста члена исполкома ЛОК, сказало в беседе с BNN Министерство образования и науки Латвии.

Вайнштейн хочет откупиться от обвинений 25 млн долларов

В скандале о ряде случаев возможного сексуального использования в сфере американской киноиндустрии кинопродюссер Харви Вайнштейн предложил заключить с более 30 женщинами соглашение до суда в обмен на 25 млн долларов США.

Латвия - одна из 11-ти стран ЕС с ростом объема продукции промышленности

Выпуск продукции промышленности в Латвии в октябре по сравнению с тем же месяцем прошлого года увеличился на 3%. Рост зафиксирован еще в 10 странах Евросоюза, сообщает Eurostat.

Изменения в работе почтовых отделений Латвии в конце декабря

24, 25, 26 и 31 декабря будут работать почтовые отделения лишь отдельных торговых центров, а 1 января 2020 года у всех отделений выходной. Пенсии и пособия, которые должны быть выплачены 24 декабря, будут выплачены 23-го.

КРФК: влияние Лембергса в Вентспилсском порту нужно прекратить

Цель санкций — не парализовать деятельность предприятий, а понять, совершаются ли через них сделки, на которые влияет попавшее под санкции лицо — Лембергс, сообщила во время пресс-конференции в четверг, 12 декабря, руководитель Комиссии рынка финансов и капитала Санта Пургайле.

Рижский порт и ЛСЭЗ тоже уйдут из ассоциации транзитного бизнеса

Рижский свободный порт и Лиепайская специальная экономическая зона покинут Латвийскую ассоциацию транзитного бизнеса, которая попала под санкции США. Ассоциацией руководит мэр Вентспилса Айварс Лембергс, который в Латвии обвиняется в тяжких преступлениях.

Отклонен призыв жителей отложить повышение финансирования партий

Большинство бюджетно-финансовой комиссии Сейма отклонило подписанную более чем 11 000 человек инициативу о том, чтобы отложить увеличение финансирования партий.

Комиссия одобрила отмену иммунитета судей в делах об административных нарушениях

Юридическая комиссия Сейма перед вторым чтением поддержала законопроекты «Поправки к закону «О судебной власти» и «Поправки к закону «О дисциплинарной ответственности судей», которыми планируется отменить иммунитет судей в делах об административных нарушениях.

Эстония и Финляндия открыли газопровод Balticconnector

Эстония и Финляндия торжественно открыли газопровод Balticconnector, ставший важным этапом в развитии энергетического рынка этого региона.

Израиль готовится к третьим за год парламентским выборам

В Израиле продолжается затянувшийся политический кризис. Кнессет готовится к процессу роспуска парламента и к третьим за год парламентским выборам, поскольку ни она из политических партий так и не смогла создать коалицию.

Новым президентом Банка Латвии стал Мартиньш Казакс

Сегодня Сейм утвердил в должности президента Банка Латвии Мартиньша Казакса, выяснил BNN в пресс-службе Сейма. Сейм должен был утвердить нового президента Банка Латвии, так как 21 декабря истекает срок полномочий нынешнего главы центробанка Илмарса Римшевичса.

Что за Агентство развития Вентспилса, попавшее под санкции, и что будут делать его члены?

Среди перечисленных американским Управлением по контролю за иностранными активами организаций значится и Агентство развития Вентспилса. OFAC выпустило документ, предписывающий прекратить в течение 30 дней сотрудничество с теми, кто включен в санкционный список. Однако среди членов АРВ есть несколько муниципальных предприятий, которые годами платили этому агентству щедрые суммы.

Еврокомиссия подписала «зеленый» курс фон дер Ляйен на климатический нейтралитет

Члены Европейской комиссии подписали предложенную новым председателем Урсулой фон дер Ляйен политическую стратегию о зеленом курсе Европы, который предусматривает до 2050 года достичь климатического нейтралитета.

Дороги обледенели в Видземе и Земгале

Обледенение на главных и региональных дорогах Земгале и Видземе утром 12 декабря осложняет проезд по ним. Скользкие участки обрабатываются специальными материалами, сообщили BNN в ГАО Latvijas Valsts ceļi.

Совет SIF не может договориться о поддерживаемых приоритетах НГО

В совете Фонда интеграции общества стороны рассорились из-за приоритетов Фонда негосударственных организаций, однако представитель премьера в совете SIF Имантс Парадниекс считает, что в этом году удастся объявить конкурс, чтобы негосударственные организации могли начать осваивать выделенные им средства.

Использование бумаги для счетов сохранится еще не менее десяти лет

Использование бумаги для выписывания счетов в Латвии сохранится еще по крайней мере десять лет, прогнозирует глава компании по финансовым технологиям и электронным счетам АО Fitek в Латвии Эдгарс Страздс.


Do NOT follow this link or you will be banned from the site!