bnn.lv Latviski   bnn-news.com English   bnn-news.ru По-русски
Пятница 22.09.2017 | Именины: Maigurs, Mārica, Māris
LatviaЛатвия

Антане: Люди не верят государству, поскольку оно ассоциируется с теми, кто принимает решения

FaceBook
Twitter
Draugiem
print
(+1 баллов, 1 оценок)

Инга Антане

Инга Антане

Самая большая угроза скрывается в том обстоятельстве, что общество, в том числе работники госуправления, боятся. Боятся перемен, боятся громко высказывать свои мысли, которые не совпадают с политически правильной установкой, боятся быть непонятыми. Но ведь страх мешает развиваться. Он ограничивает внутреннюю свободу человека, а вместе с тем и справедливость. Об этом в интервью журналу Atbalsts сообщила Инга Антане, более двух лет занимающая пост президента общества Балтийская ассоциация — транспорт и логистика (БАТЛ), присяжный адвокат в бюро присяжных адвокатов Triniti.

Публикуем беседу Инги Антане с главным редактором журнала Atbalsts Илоной Берзиней.

Степень магистра по юриспруденции Ты получила в Берлинском университете имени Гумбольдта. Но в то время твой сын был совсем маленьким, ему нужно было внимание мамы. Как удавалось совмещать несовместимое?

Я очень часто летала из Германии в Ригу и обратно. На этом рейсе меня знали все стюардессы (смеется). Это действительно было очень трудное время как в эмоциональном, так и в физическом плане. Свою магистерскую работу я писала практически в самолете, поскольку время, потраченное на перелеты, было практически соизмеримо с тем, которое полностью принадлежало только мне. Моя магистерская диссертация была посвящена правовым аспектам интернет-аукционов. Сегодня эта тема весьма актуальна и в Латвии. Люди закупаются, например, на Ebay, но зачастую не осознают, что за всем этим стоит тщательно отработанная договорная сторона. Я специализируюсь на договорном праве, международном частном праве и на международном гражданском процессе, на европейском коммерческом праве и европейском процессе неплатежеспособности. Позже полученные в Германии знания я передала дальше своим студентам в высшей школе Turība и судьям, читая лекции.

До обучения в университете Гумбольдта я дополнительно училась в университете имени Вильгельма в Мюнстере, поэтому хорошо знала, что учебная нагрузка и «тест на выносливость» будут серьезной проверкой. Германская система обучения очень мотивирующая, они умеют придать уверенности, что ты все знаешь и все можешь, но это требует беспощадного труда. В тот раз, получив диплом, казалось, что ты прошла через что-то невероятное, что готова не только к дальнейшей профессиональной деятельности, но и к жизни и ко всем ее испытаниям (улыбается). Но проходит время и ты понимаешь — ничего подобного, твоя жизнь состоит из бесконечного процесса обучения. Каждый новый вызов — начало нового процесса обучения.

После возвращения из Германии ты стала работать в адвокатуре?

Да, в бюро присяжных адвокатов Treilons&Petrovičs, которое в 2011 году переросло уже в международное адвокатское бюро Triniti. В 2010 году я сдала экзамен на присяжного адвоката. Одной из самых серьезных и интересных работ было заказанное Ассоциацией международных инновационных фармацевтических фирм исследование и подготовка юридического заключения об эффективности нашей системы компенсируемых медикаментов и ее соответствии регулированию открытости. Команда нашего бюро подготовила также рекомендации по поправкам правового регулирования. К сожалению, система компенсации лекарств до сих пор не упорядочена настолько, чтобы медикаменты получали все, кому это необходимо и кто сам не может покрыть связанные с лечением расходы. Я боролась за справедливость и доступность медикаментов и в министерстве здравоохранения, и в ответственных учреждениях, и в суде. Бывали и очень грустные истории…

Ты сказала, что каждый новый вызов — это начало нового учебного процесса. Означает ли это, что Ты и сейчас учишься?

В феврале я сделаю первые шаги в освоении китайского языка. У меня было два больших интервью в ведущих китайских СМИ. Интервью, конечно, проходили на английском языке, но в тот момент, когда мне прислали уже опубликованный материал, я впервые в жизни оказалась в ситуации, когда не смогла прочитать мною же сказанное (смеется). И тогда я поняла, что в моей жизни появился новый вызов — я должна выучить китайский язык! Китайский язык и деловые традиции для нас сфера новая, и мы должны их знать, чтобы, по крайней мере, в вопросах бизнеса уметь правильно коммуницировать с представителями этого народа. Конечно, я восторгаюсь и богатой историей и древней культурой Китая.

Что касается бизнеса, то тут сотрудничество Латвии и Китая в сфере транзита имеет большой потенциал. Мы находимся возле Балтийского моря, у нас есть три незамерзающих порта и прекрасное географическое положение. Имеются все предпосылки для того, чтобы Латвия была интересна Китаю как партнер по сотрудничеству. Мы всегда были народом моряков. Не зря еще Кришьянис Валдемарс призывал: – latvji, brauciet jūriņā! (латыши, отправляйтесь в море!) С тех древних времен, когда по Даугаве проходил путь «из варяг в греки », мы были связаны с морем.

Раз уж мы затронули тему транзита, поговорим об этой «курочке», которая четверть века несла латвийской экономике «золотые яйца». Ты хорошо знаешь эту сферу. Расскажи, почему ситуация больше не столь оптимистична, как несколько лет назад, и что нужно предпринять, чтобы это изменить?

Латвия — морское государство. Причем очень богатое морское государство, потому что, в отличие от Литвы и Эстонии, у нас есть три крупных порта — в Риге, Вентспилсе и Лиепае — и еще семь малых портов. Но уже в течение двух лет отмечается снижение объема грузов. Российские грузы могут уйти из Латвии, и уже сейчас чувствуется, что это «яйцо» начинает катиться и рискует разбиться. Мы гордо называем себя транзитным государством, но у нас по сей день нет транзитной политики. А вместе с тем непонятно, чего мы ожидаем от транзитной отрасли, например, в ближайшие пять лет, особенно учитывая, что ситуация на мировых торговых путях меняется стремительно. Также необходимо пересмотреть политику железнодорожных тарифов, чтобы мы могли своим нынешним и будущим партнерам предложить единый и эффективный тариф во все наши порты. Но по непонятным мне причинам ответственные за отрасль лица продолжают «тянуть резину».

Транзит ежегодно дает государственной экономике более одного миллиарда евро, к тому же в этой отрасли и связанных с ней сферах заняты около 80 000 работников. То есть подготовка конкурентоспособного предложения соответствует жизненно важным интересам нашего государства. Почему этого не происходит?

За одинаковые правила игры во всех портах я борюсь уже по крайней мере два года. Я подавала и предложения. Знаете, каким был один из аргументов против выравнивания тарифов? Откуда мы возьмем в госбюджете 20 миллионов евро?

Нет ли здесь проблем с логикой? Подрывать отрасль, которая за год приносит миллиард, чтобы сэкономить 20 миллионов! На одни только депутатские квоты Сейм выделил 28 миллионов евро!

Да, это необъяснимо. Гораздо важнее было бы на эти деньги развивать транзитную отрасль, а вместе с тем и экономическое развитие всей страны. Именно такой подход к планированию госбюджета позволил бы обеспечить гораздо большие доходы. К тому же, например, принятие политического решения о выравнивании тарифа стало бы очень хорошим сигналом для наших партнеров по сотрудничеству. Такое послание стало бы и очень хорошей историей и для маркетинга самого государства. К сожалению, у нас такой истории нет.

А теперь посмотрим на часто упоминаемую Эстонию — блестящий пример того, как построить маркетинг собственной страны. При слове «Эстония» в памяти сразу всплывает, что это государство с очень хорошей налоговой системой и ничтожной бюрократией. Мы говорим об Эстонии, как о стране, в которой предпринимателей не наказывают за каждую мелочь — их консультируют и поддерживают, и мы — латвийцы и литовцы, этот эстонский маркетинговый проект не только покупаем, но сами же и популяризируем. Каждый слышал о том, что государственный бюджет Эстонии составляет более десяти миллиардов евро, тогда как у Латвии, страны с большей экономикой, он чуть больше семи миллиардов. Но следует учитывать, что в Латвии и Эстонии существуют определенные различия в формировании подуровневого бюджета и во взаимных пропорциях. Консолидированный бюджет, включающий основной и специальный бюджеты, в Латвии действительно меньше, чем в Эстонии, но бюджеты самоуправлений в нашей стране больше. Если посчитать вместе бюджет государства и самоуправлений, картина будет совсем иной. Вместо того чтобы объяснять, что экономика нашей страны гораздо больше, чем Эстонии, наши должностные лица хвалят экономику Эстонии и стыдятся нашего бюджета.

Во всем мире знают о латвийском Празднике песен, но нам нужна своя история успеха и в экономике. Мы — поющий народ, но одновременно и народ моряков. Это синергия.

А в это время Эстония при помощи своей э-резиденции продает историю о государстве с прекрасной налоговой системой по всему миру, в том числе и в Латвии. Мой муж — предприниматель, и он регулярно получает на электронную почту предложения зарегистрировать свое предприятие в Эстонии.

Почему он не прислушивается к этим предложениям? Из-за патриотизма?

Латвия — наша родина, в Латвии растут наши дети, мы говорим на латышском языке, здесь наши корни и теперь все, что веками здесь строилось, оставить?! Нам принадлежит небольшой, но любимый рижанами семейный ресторан. И хотя бывает очень трудно, мы не хотим все закончить. Это все равно что сдаться и в какой-то мере потерять к себе доверие.

Почему экономику Латвии трудно назвать успешной? Только из-за бюрократии?

По-моему, одна проблема в том, что у нас до сих пор четко не определены цели государственной экономики.

Но ведь у нас есть План национального развития до 2030 года, есть различные стратегии, и все эти документы составлены в томах по сто страниц.

Я работала в госуправлении в качестве советницы министра и хорошо знаю, почему и как делаются такие документы. Государственное планирование необходимо, но вопрос заключается в его эффективности. Но я в данном случае говорю не о новых документах планирования, а об изменении мышления. По-моему, для начала хватило бы одного листа формата A4, на котором были бы четко сформулированы приоритеты латвийской экономики и главные задачи, которые необходимо выполнить. Этого бы хватило, чтобы понять, куда мы, как государство, движемся и чего хотим достичь. Сейчас необходимо определить два-три приоритета Латвии и последовательно их осуществить. Лишь имея четкую экономическую цель, мы сможем создать эффективную налоговую систему, подходящую и соответствующую условиям рынка систему образования и работающий на цель небольшой чиновничий корпус. Сейчас все несуразно.

Но пока такого плана нет, актуальным остается вопрос «что делать?»

Независимо от наличия различных планов, в первую очередь, каждый должен честно, по совести делать свою работу. Надо заниматься тем, что ты любишь, что тебе лучше всего удается. Работу нужно делать до конца, поскольку работа, сделанная наполовину, — это невыполненная работа. Во-вторых, нужно сохранять человечность. Сейчас, при стремительном изменении мира и системы ценностей, когда люди больше не способны отличить правду и ложь, быть человеком значит уберечься от самоуничтожения. И, наконец, нельзя терять веру. Только вера открывает нам новые возможности и вызовы. Ничто не может пошатнуться так легко, как вера в себя… И зачастую подрываем ее мы сами.

Каков список твоих работ?

Мне сейчас надо делать все, чтобы наша историческая сфера – мореходство, транспорт и логистика, в том числе транзит, не исчезли. Я должна достичь того, чтобы она стала приоритетной отраслью Латвии. Это будет очень четкий посыл ко всем: Латвия – доминирующая страна региона в транспорте и логистике. Транспорт – кровообращение экономического развития страны. Почту нельзя отправить без логистики, в магазины нельзя доставить товары без транспорта и логистики. Если не будет нормальной, развитой дорожной инфраструктуры, то в самые отдаленные регионы не сможет доехать ни скорая помощь, ни пожарные, ни автомагазины. А с хорошей и эффективной инфраструктурой, транспортом и логистикой можно развивать практически любую отрасль.

Все очень просто и не надо заново изобретать велосипед. Государство выдвигает транспорт и логистику приоритетной отраслью  и, соответственно, создает такую налоговую политику, чтобы привлекать новые грузы и новые инвестиции, чтобы развивать порты, железную дорогу и чтобы через Латвию шли грузы из Китая, России, Беларуси и др. стран. Для того чтобы развивалась эта крупная, жизненно важная для Латвии отрасль, необходимо устранить все юридические, административные, нормативные и налоговые преграды. Когда эта отрасль будет развиваться, то вокруг нее вырастет и все остальное: будет работа и для работников сферы услуг, будут появляться новые предприятия, расти налоговые поступления в госбюджет, покупательная способность населения и, в конце концов, решится демографическая проблема. Я не говорю, что должна быть одна приоритетная отрасль. Может, их две, а может три. Но их, наконец, надо четко назвать и действовать.

Но у госуправления своя зона комфорта, и никто не хочет поднять голову над окопами привычек.

Самая большая угроза скрывается в том обстоятельстве, что общество, в том числе упомянутые тобой работники госуправления, боятся. Боятся перемен, боятся громко высказывать свои мысли, которые не совпадают с политически правильной установкой, боятся быть непонятыми. Но ведь страх мешает развиваться. Он ограничивает внутреннюю свободу человека, а вместе с тем и справедливость.

Сегодня Латвия – свободная и независимая страна. У нас есть все возможности быть хозяевами на своей земле. В мире много стран, где у людей нет таких возможностей. И мы знаем, каково это, когда нет возможностей. Посмотрим, что происходит сейчас. Проведенное в конце 2016 года исследование показывает, что правительству не доверяет 65%, законодателям — 75% населения Латвии. Если законодателям и исполнительной власти не доверяет более 51% общества, то, на мой взгляд, это кризис демократии. Люди больше не верят своему государству, поскольку у них оно ассоциируется с теми, кто принимает решения. Это очень низкий показатель потенциала государства. Пошатнулось доверие общества.

Илона, я отказываюсь верить в абсолютную глупость и неведение. Такого нет. У людей, которые занимают ответственные должности в стране, все-таки есть хорошее образование, а также профессиональный и политический опыт. В стране действует внушительный корпус чиновничества. И поэтому я не верю, что иногда можно так неправильно, нелогично и даже примитивно реагировать на определенные ситуации. Я не верю, что те, кто принимает решения, не могут или не умеют принимать ответственные решения тогда, когда это нужно. Я не верю, что никто не понимает, что говорят предприниматели и представители отраслей. Так как я не верю в неведение и неспособность такого масштаба, то, может, это все-таки осознанные действия или работа конкретно в чьих-то интересах?!

Ты упомянула опрос о доверии населения к государственным институтам, а я, в свою очередь, упомяну опрос, согласно которому 72% жителей Латвии в этом году хотели бы больше денег. Ни здоровья, ни улучшения работы госинститутов, а именно денег. Почему так?

Все логично. Отсутствие или нехватка денег ограничивает самое главное – свободу человека. Без денег человек не может удовлетворить свои первостепенные потребности. Он же не просит ничего лишнего – только жилье, куда можно вернуться после работы, и еду для поддержания функций организма. Если эти основные потребности под угрозой, тогда о чем еще думать человеку? О развитии государства?

Может, о том, как самому начать свой маленький бизнес и превратиться из наемного работника в работодателя?

В Латвии действительно любой желающий может открыть свою фирму, и это хорошо. Есть страны, где все это не так просто. У нас регистрация своей фирмы не требует огромных вложений и много времени. Если у человека есть цель и конкретный бизнес-план, то все осуществимо.

К сожалению, если говорить о бизнесе, то у общества сложилось представление, что предприниматель это что-то плохое. Это очень, очень негативная тенденция. Если ты предприниматель, то у тебя определенно есть какая-то серая зона; если ты не справляешься с уплатой налогов – ты плохой предприниматель. И сегодня это утверждается с трибуны Сейма, со стороны нашего законодателя, который в принципе и создал эту систему. Возникает заколдованный круг, и надо думать, как выбраться из него. Но ведь предприниматель – единственный, кто зарабатывает деньги и обеспечивает доходы в госбюджет!

Твой супруг тоже предприниматель. Как ваша семья начала бизнес?

Было нелегко. Майрис долго работал в секторе общественного питания. И однажды он сказал, что пришло время создать свое предприятие. Мы подумали: почему бы нет? Тем более, что он отлично умеет это делать. Общественным питанием не может руководить любой, кому вздумается. Это очень сложная отрасль, очень филигранная и тонкая. Надо уметь найти баланс между ценой, вкусами посетителей и качеством, а это совсем не просто. Семь лет назад он начал искать место для семейного ресторана. Вскоре после моего возвращения из Германии сообщил, что нашел его. Мы поехали в Межапарк. Невероятно красивое место возле Кишэзерса – поля в Риге, красивое, тихое место. Он привел меня в кирпичный дом советских времен, в какую-то столовую с ужасными стульями, столами и зарешеченными окнами. Единственным плюсом была терасса с видом на озеро. Тогда я сказала, что нет. Но Майрис мне не поверил, он поверил сам себе. И хорошо, что так! Человек должен верить себе. Если ты чувствуешь, что да, то иди и делай! Он все начинал с нуля. И капитала у нас не было ни сантима. Однако постепенно все образовалось. Еще много над чем надо работать, у нас есть свой стиль. И я сама, насколько это возможно, езжу обедать туда. Я знаю, из каких продуктов там готовят, как скрупулезно команда следит за тем, чтобы все было правильно, чтобы предложение было полезным для здоровья – без лишних жиров и сахаров. К тому же у нас есть свой строгий домашний «контролер»: наша дочь – будущий врач, и она проверяет содержимое холодильника и пакетов с покупками, чтобы все было полезное. Закуску уже так просто не купишь! (смеется).
Твой режим дня очень напряженный – заботы о транзитной отрасли, адвокатура, семейный бизнес, дети…

Что придает тебе силы?

Я очень люблю то, что делаю, и очень верю в то, что делаю. Конечно, поддержка семьи чрезвычайно важна. Дети. Мой муж Майрис, который всегда поддержит, подбодрит, но и честно укажет на ошибки. Еще кот Гарфилд. Моя дочь Никола восемь лет назад привезла из Талси этот маленький комочек шерсти, впустила ко мне в комнату, и с тех пор он стабильно занял свое место в нашей семье и определяет порядок во всем доме.


Добавить комментарий

Citadele Index: самые пессимистичные - предприниматели Латгале и Видземе

К предпринимателям возвращается оптимизм, показывают данные новейшего исследования Citadele Index, в рамках которого каждый квартал опрашиваются 750 руководителей и собственников латвийских предприятий.

Литва тоже обеспокоена качеством западных продуктов питания

Литовская Продовольственно-ветеринарная служба на этой неделе сообщила, что сравнение продуктов питания международных брендов, которые продаются и в Западной Европе, и в Литве, показало, что в литовских магазинах продается не совсем то же самое, что, например, в Берлине.

В августе уровень цен производителей в промышленности вырос на 0,1%

В августе по сравнению с июлем уровень цен производителей в латвийской промышленности вырос на 0,1%. Об этом свидетельствуют данные Центрального статистического управления. Уровень цен и на реализованную на местном рынке, и на экспортированную продукцию вырос на 0,1%.

Политолог: по авторитету Вейониса нанесен удар

Состоявшееся в Сейме голосование, на котором не был поддержан законопроект президента Раймондса Вейониса о прекращении предоставления статуса негражданина новорожденным детям, является ударом по авторитету Вейониса, комментирует политолог Филипп Раевский.

Сейм поддерживает упрощение расследования менее тяжких преступлений

Сейм одобрил изменения в Уголовно-процессуальный закон, которые предусматривают упрощение процесса расследования менее тяжких преступлений.

Латвийцы хотят как у эстонцев - публиковать переводы законов

«Для того чтобы улучшить инвестиционную среду в Латвии, переводы правовых актов на английский язык должны быть доступны и удобны в использовании. Эстонцы давно практикуют это и готовы поделиться опытом», - подчеркивают представители официального издания Latvijas Vēstnesis.

На штрафы дорожных строителей в Риге построят детскую площадку

Размер штрафа, который компания ACB за несоблюдение сроков окончания ремонтных работ на улицах Бривибас и Валдемара должна будет уплатить Рижской думе, за четыре дня просрочки составил 29 600 евро.

Озолиньш: в транзитно-логистической отрасли необходимо активнее коммуницировать друг с другом

Коммуникация и более тесный обмен информацией между работающими в отрасли - необходимые условия для укрепления латвийского транзита, подчеркнул на заседании Совета по логистике председатель совета Каспарс Озолиньш.

В Риге пройдут антитеррористические учения

21 и 22 сентября в торговом центре Mols в Риге будут проводиться антитеррористические учения Hermejs 2017, цель которых — проверить способности госучреждений, задействованных в антитеррористических мероприятиях, реагировать в случае нападения террористов на объект массового скопления людей, сообщает Полиция безопасности.

Ринкевичс призывает провести радикальные реформы миротворческой деятельности ООН

20 сентября в Нью-Йорке министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс в рамках 72-й сессии Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций выразил позицию Латвии о необходимости реформ миротворческой деятельности ООН, сообщает МИД Латвии.

Некоторые депутаты хотят перехода на обучение только на латышском языке

Коалиционные партнеры готовы рассмотреть предложение Национального объединения «Все для Латвии — Отечеству и свободе/ДННЛ» о переходе на обучение только на латышском языке.

ЛОК не понимает промедления с созданием антидопингового бюро

Латвийский олимпийский комитет недоумевает по поводу того, что в Кабинете министров отложен вопрос создания антидопингового агентства.

Акционеры Latvijas kuģniecība одобрили увеличение акционерного капитала

Акционеры судоходной компании Latvijas kuģniecība на внеочередном собрании поддержали увеличение акционерного капитала, говорится в информации, поданной компанией бирже Nasdaq Riga.

Ашераденс: Продуктивность экономики Латвии существенно отстает от Европы

Продуктивность латвийской экономики существенно отстает от Европы — в текущих ценах около 43% от среднеевропейского уровня продуктивности экономики, сказал в интервью газете Neatkarīgā министр экономики Арвилс Ашераденс и назвал ситуацию в отрасли ИКТ самой трагичной.

ЛПРЗСУ доволен законопроектом о финансировании медицины

Совет Латвийского профсоюза работников здравоохранения и социального ухода решил поддержать законопроект о финансировании здравоохранения, который составлен в сотрудничестве с Минздравом, Латвийским обществом больниц и Латвийской конфедерацией работодателей.

Аэропорт Рига в июле попал в ТОП-5 наиболее быстрорастущих в Европе

Прирост числа пассажиров на 16,2% позволил международному аэропорту Рига стать одним из пяти наиболее быстрорастущих аэропортов в Европе в группе с 5-10 млн обслуженных пассажиров в год.

Латвия подписала соглашение об участии в программе Microsoft

Госсекретарь Минобороны Янис Гарисонс в США подписал соглашение об участии Латвии в программе безопасности государственного сектора Microsoft. Это обеспечит государству доступ к ресурсам и информации высшего уровня по безопасности, сообщают в Министерстве обороны.

Судебная администрация Латвии инвестирует в развитие грузинской судебной системы

Латвийская Судебная администрация открыла проект Twinning в Тбилиси который предусматривает поддержку верховенства закона и независимости судов в Грузии, укрепляя профессионализм судей и работников суда, сообщает руководитель проекта Европейского социального фонда Анна Скрябина.

РД начала штрафовать строителей за незаконченный в срок ремонт улиц

Рижская дума напоминает компаниям, ведущим строительные работы на улицах города, что в воскресенье, 17 сентября истек срок завершения ремонтных работ на ул. Бривибас на участке от ул. Лачплеша до ул. Бруниниеку и на ул. Валдемара на участке от ул. Зирню до ул. Лактас.

Гендиректор VNT: Я в Латвии, чтобы руководить бизнесом и в будущем

Повышение тарифов на инфраструктуру означает, что и перевозки в Латвию станут дороже. Несмотря на то что Ventspils naftas termināls является конкурентоспособным на рынке, торговое предприятие, которое заинтересовано в грузоперевозках из Беларуси или России определенно будет смотреть на тарифные цены. «И в этом случае мы не являемся самыми конкурентоспособными», - комментирует идею Latvijas Dzelzceļš повысить железнодорожные тарифные планы генеральный директор VNT Ларс Панцлаф.

Новые комментарии