Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК), возможно, не удалось собрать железные доказательства по т. н. делу олигархов, свидетельствует информация в распоряжении журнала Ir. Поэтому это дело может провалиться, так как в этом году истекает срок давности привлечения к ответственности экс-политика Айнарса Шлесерса.
Дело было заведено четыре года назад. 11 человек подозреваются во взяточничестве, легализации преступно нажитых средств, злоупотреблении служебным положением и нарушении ограничений, предписанных законом в отношении государственных должностных лиц.
И хотя руководитель БПБК Ярослав Стрельчонок утверждает, что дело олигархов может быть передано для начала уголовного преследования уже в первой половине этого года, в прокуратуре пока нет информации о том, когда это может произойти, пишет журнал.
Расследование дела продолжается и пока без результатов, истекает и срок давности привлечения Шлесерса к ответственности за возможные нарушения ограничений, предписанных законом в отношении государственных должностных лиц.
Шлесерс свои интересы в Рижском торговом порту, который является одним из объектов расследуемых сделок, не признавал и не признает до сих пор.
Правда, пару лет назад он тоже отвергал подозрения, что является истинным владельцем предприятия Jaunrīgas attīstības uzņēmums (JAU), а теперь, после окончания срока ограничений для государственных должностных лиц, его связь с этой фирмой официально подтверждается.
Опосредованно принадлежащие Шлесерсу и семье Андриса Шкеле фирмы в прошлом году купили JAU. Эта сделка впервые официально позволяет проследить связь экс-политиков с этим портовым предприятием.
С марта этого года Шлесерс является членом правления и в АО Euro Rail Trans , имеющем амбициозные планы на балтийском рынке грузоперевозок. «Вместе с «Российскими железными дорогами» нам удалось создать предприятие по принципу 50 на 50 [процентов], и мы вместе договариваемся об этом [балтийском] регионе», — рассказал изданию Шлесерс.
Теперь еще завершилась сделка, по которой Шлесерс и Шкеле опосредованно через ряд фирм приобрели доли капитала предприятия Liepājas naftas tranzīts. От куда идут деньги, Шлесерс не пожелал говорить, но он не скрывает, что партнером является Шкеле, а этот бизнес купили у россиянина Максима Ликсутова.
Возможно, бюро попытается доказать, что сделки Шлесерса и Козиолса, о существовании которых можно подозревать, например, ознакомившись с просочившейся в СМИ расшифровкой разговоров, — являются «взяточничеством на будущее» — договоренностью о сделках, которые когда-нибудь в будущем принесут пользу, но неясно, может ли бюро сейчас собрать материалы для просьбы предъявить такое обвинение, примет ли их прокуратура и смогут ли рассматривать латвийские суды.
Как свидетельствует информация в распоряжении журнала, по мнению прокуратуры, записи разговоров могут интерпретироваться по-разному, так что сами по себе не будут достаточным доказательством. «Даже если из записанных разговоров понятно, что берется взятка, они [разговоры] могут оказаться и глупой шуткой», — отметили в прокуратуре.
В процессе расследования дела мнения БПБК, прокуратуры и суда разошлись по ключевым вопросам. БПБК и прокуратура придерживались противоположных мнений по поводу того, следует ли выделить из дела эпизод о выборах председателя правления Рижского свободного порта. По мнению БПБК, мэра Вентспилса Айварса Лембергса можно было бы привлечь к ответственности за требование взятки в обмен на голос представителя «Союза зеленых и крестьян» на заседании правления свободного порта, а прокуратура сочла, что этот эпизод нельзя выделять отдельно и следует рассматривать в рамках всего дела. БПБК после того, как Шлесерс уже не был депутатом Сейма и не имел депутатского иммунитета, просило еще раз санкционировать обыск Шлесерса, но суд в тот раз отказал.
Недавно из БПБК ушел следователь, который вел это дело, критик Стрельчонка Янис Бауманис. В последнее время он руководил следственной группой, и на него как на опытного, с хорошими теоретическими и практическими знаниями возлагались большие надежды. Сейчас в БПБК воздерживаются от прогнозов результатов дела — это будет зависеть от того, кто возьмет на себя руководство. «Мы [по этому делу] сделали больше, чем могли, но, видимо, этого недостаточно. На это дело нельзя смотреть в отрыве от того, что в последнее время происходило с бюро», — сказал один из сотрудников БПБК, который просил не называть имя.
Ref: 102.112.112.2648