Сейчас нет необходимости пытаться в спешке продать авиакомпанию airBaltic, поскольку, согласно разработанному бизнес-плану, стоимость авиакомпании к 2014 году значительно возрастет и интерес будет больше, отметили партнеры общества инвестиционных банкиров Prudentia Гиртс Рунгайнис и Карлис Крастиньш.
В Европе и во всем мире сейчас больше тех авиакомпаний, которые пытаются продать себя, а не тех, кто хочет их купить. В настоящее время в авиации отмечается так называемый рынок покупателей, на котором условия диктуют именно покупатели, пояснил Рунгайнис.
«Конечно, с точки зрения Латвии, поиск инвестора для airBaltic тесно связан также с аэропортом и его развитием. По мнению Prudentia, предыдущие совладельцы и руководство компании до сих пор пытаются всячески повлиять на работу компании. В том числе они пытаются повлиять на работу консультанта Prudentia, чтобы ускорить продажу airBaltic, поскольку условия продажи компании в краткосрочной перспективе менее выгодны, чем в более продолжительный период времени. Это связано с конкретными интересами попытаться вернуть средства из той неудачной бизнес-модели, которая была создана в предыдущий период», – сказал Рунгайнис.
Крастиньш отметил, что агрессивная бизнес-модель airBaltic, которая была реализована в начале 2009 года, когда компания шла ва-банк, вопреки основной тенденции того времени, т.е. небольшому замедлению развития, вызвало увеличение убытков при росте объемов.
«Так можно делать, если есть глубокие карманы и крупные финансовые ресурсы, но, как показала практика, этого не было. Первые шесть месяцев этого года ясно показали, что по многим показателям по сравнению с первыми шестью месяцами прошлого года достигнута позитивная динамика. В этом году ожидаются меньшие убытки, чем в прошлом году, в июле airBaltic работал с прибылью. По прогнозам, хорошие показатели будут и в августе. Думаю, это очень не нравится недоброжелателям и тем людям, которые потеряли деньги в airBaltic», – пояснил Крастиньш.
Он добавил, что у такой крупной компании в столь сложной рыночной ситуации возможность продемонстрировать определенные достижения появится во второй половине следующего года, а вместе с тем процесс продажи, первым шагом которого было объявление в Financial Times, может затянуться примерно на два года. Если обычно сделки совершаются примерно в течение года, в случае airBaltic два года будет совершенно нормально, считает Крастиньш.
По его мнению, необходимо суметь найти такого долгосрочного партнера, с которым можно будет всерьез развивать отрасль авиации, но произойдет это не так скоро. Нельзя останавливаться на первом попавшемся, но недоброжелатели пытаются оказать давление, чтобы продажа состоялась как можно скорее.
На вопрос, можно ли будет найти инвестора скорее и продать авиакомпанию дороже, если улучшатся финансовые и рыночные позиции airBaltic, Крастиньш ответил, что стоимость airBaltic уже растет с каждым месяцем.
«Потенциальное вступление Латвии в еврозону, Рига как культурная столица Европы, президентство Латвии в Европейском союзе в будущем сгенерируют потенциал для роста числа туристов, так что airBaltic находится в хорошей позиции, чтобы получить от этого выгоду. Стоимость airBaltic повысит и то, что в 2015 году в воздушном флоте авиакомпании появятся новые самолеты. Как только о намерениях приобрести самолеты таких же моделей объявят и другие крупные авиакомпании, изменится отношение и к airBaltic как к первой компании в этом ряду», – пояснил Крастиньш.
На вопрос, какова сейчас стоимость airBaltic и на сколько она может вырасти, Крастиньш сказал, что объявление какой-либо суммы было бы спекуляцией.
«Стоимость компании определяет устойчивость прибыльности. Обычно инвесторы смотрят на прибыль до уплаты налогов, на процентные и амортизационные отчисления (EBITDA), а затем определяются факторы, которые зависят от прибыльности индустрии и других обстоятельств. Но это лишь одна точка зрения. Важен и оборот компании, бренд, в случае с airBaltic – еще и сеть полетов, двусторонние межгосударственные договоры о полетах за пределы Европейского союза. При оценки всех этих факторов будет формироваться и стоимость airBaltic», – пояснил Крастиньш.
«Во времена SAS airBaltic был маленьким зарабатывающим предприятием, но без какой-либо самостоятельной стратегии. Сейчас airBaltic является самостоятельной и сильной в Балтии компанией, а при стабилизации финансовой ситуации ее стоимость будет гораздо выше. Думаю, вершину списка самых дорогих латвийских компаний airBaltic займет уже в 2014 году», – добавил Крастиньш.
Как известно, 27 августа Министерство сообщения опубликовало в европейских и британских изданиях Financial Times объявление с обращением к потенциальным инвесторам подавать свои предложения о покупке airBaltic до 1 ноября.
Правительство Латвии предлагает инвесторам купить 50% акций airBaltic минус одну акцию.
Акционерное общество airBaltic образовано в 1995 году. Главным акционером компании является Латвийская республика, которая владеет 99,8% акций.
Ref: 104.108.108.2740