На заседании Вентспилсского свободного порта 14 ноября принято решение уполномочить управляющего портом подписать договор покупки стоимостью 717 588 латов с ООО Baltimar VT о поставках дизельного топлива для портовых судов. В принятии решения участвовал и Айварс Лембергс, хотя среди владельцев указанной фирмы есть два члена его семьи – сын Анрийс Лембергс и зять Янис Аустриньш.
Лембергс, будучи членом правления свободного порта, участвовал в принятии решения и, как порталу Pietiek подтвердили некоторые другие члены правления, не просил о том, чтобы в протоколе заседания во избежание нарушения закона о предотвращении конфликта интересов было зафиксировано, что он воздержался или не участвовал в голосовании.
Причины, по которым ООО Sumata, ранее выполнявшее крупные договоры с Вентспилсским свободным портом, отказалось продолжать сотрудничество, до конца еще не ясны. Финансовый директор фирмы отказался комментировать принятое в последний момент решение об отказе от договора стоимостью более 700 тыс. латов, оставив сомнительные подозрения относительно истинных мотивов такого решения. Эта фирма – один из крупнейших оптовых торговцев топливом в Курземе, а ее работа зависит и от решений самоуправления, которым руководит Лембергс.
Решение позволить Вентспилсскому порту заключить договор с победителем открытого конкурса ООО Sumata было принято Бюро по надзору за закупками (БНЗ) 19 сентября, сумма сделки должна была составить 707 136 латов. После того как фирма внезапно отказалась от договора, БНЗ 6 ноября решило позволить свободному порту заключить договор с Baltimar VT уже на 717 588 латов.
Управляющий Вентспилсским свободным портом Имантс Сормулис пояснил, что единственным объяснением отказа компании Sumata от заключения договора может быть то, что фирма не способна выполнить свои обязательства. Управляющий признал, что это нетипичная ситуация, и порту, возможно, придется пересмотреть привычную практику и установить больший размер гарантийной суммы, чтобы предприятие, победившее в конкурсе, в случае отказа несло бы большую финансовую ответственность.
В связи с этим 14 ноября Вентспилсскому свободному порту надо было принять решение об отмене октябрьского решения и уполномочить управляющего подписать договор со следующим претендентом – ООО Baltimar VT.
Информация о том, что доли капитала этой фирмы принадлежат сыну и зятю, участвующего в принятии решения члена правления Лембергса, на заседании правления не прозвучала и, например, Гиртс Кронбергс, который назначен в правление порта Министерством охраны среды и регионального развития при поддержке «Партии реформ», признался порталу, что не знал об этом. На вопрос, все ли присутствующие на заседании участвовали в голосовании, выдвинутый Министерством сообщения член правления свободного порта Анрийс Матисс ответил утвердительно.
В свою очередь, Сармулис, который не является членом правления, но в качестве управляющего портом участвовал в заседании правления, был осторожен в своих комментариях – чтобы ответить на вопрос, участвовал ли Лембергс в голосовании о заключении договора с Baltimar VT, ему потребовалось заглянуть в протокол заседания. У представителей властей в правлении свободного порта портал выяснил, что протоколы заседания, состоявшегося 14 ноября, до сих пор не поданы на подписание, хотя отведенный для этого срок уже прошел. Полученные электронным путем протоколы соответствуют фактически произошедшему на заседании – в них нет указания, что кто-либо из членов правления не участвовал в голосовании о конкретном договоре или просил в протоколе зафиксировать воздержание от участия в принятии решения, подтвердил Кронбергс.
17,42% долей капитала ООО Baltimar VT, согласно информации Lursoft, контролирует семья Лембергсов: по 8,71% принадлежат Анрийсу Лембергсу и зятю мэра Вентспилса Янису Аустиньшу, который лишь 14 февраля этого года получил их от своей жены Лиги Лемберги. 22 июня 2007 года решением Судебной коллегии Рижского окружного суда по уголовным делам был наложен арест на принадлежащие Анрийсу Лембергсу доли капитала ООО Baltimar VT, а в июне 2010 года эта мера была отменена. Арест был назначен в связи с так называемым делом Лембергса, по которому рядом с отцом на скамье подсудимых в Рижском арбитражном суде сидит и Анрийс Лембергс. До 2005 года почти столько же (17,39%) долей капитала Baltimar VT принадлежало самому Лембергсу. Вплоть до 2007 года среди участников фирмы, как опосредованно, так и напрямую, были и другие компаньоны Лембергса – Олаф Беркис, Игорь Скокс и Геннадий Шевцов.
Стоит добавить, что еще этим летом Sumata боролась с Baltimar VT за закупку, подав в БНЗ жалобу в связи с конкурсом Центра военных объектов и закупок государственной обороны, из которого компания была исключена якобы из-за предложения, которое не соответствовало технической спецификации. В результате, право поставлять топливо военным кораблям в Курземе на 120 000 латов получило предприятие Baltimar VT, а не Sumata, свидетельствует информация из базы данных БНЗ.
Закон «О портах» определяет, что на членов правления порта распространяются те же ограничения, которые определены для должностных лиц законом «О предотвращении конфликта интересов в деятельности государственных должностных лиц». Закон определяет, что конфликтом интересов являются ситуации, в которых должностному лицу, исполняющему обязанности государственного должностного лица, необходимо принять такое решение или участвовать в принятии таких решений, которые влияют или могут повлиять на личные или имущественные интересы этих должностных лиц, их родственников или партнеров по сделкам.
Ref: 102.108.108.3035