«Я никогда осознанно не выступал против кого-то. Так в жизни случилось, что у нас с Лембергсом разные пути, у нас разные ценности, которым следуем и которыми стараемся делится. Айвару Лембергсу нравится называть Вентспилс городом с завтрашним днем. Завтрашний день, конечно, придет независимо от его желания, вопрос в том – какой завтрашний день?» — говорит в интервью новостному порталу Ventspilnieks.lv оппонент Лембергса Рудольф Мерони.
— Рудольф Мерони! Кто вы? Остап Бендер, международный аферист, или самый крупный работодатель и налогоплательщик Вентспилса?
— Это зависит от того, у кого вы спрашиваете. Айварс Лембергс называл и продолжает называть меня, используя разные цветистые слова и выражения, но время все расставит по своим местам, и вентспилчане рано или поздно узнают, кто есть кто. Долго правду скрывать практически невозможно. В то же время факт остается фактом, и это даже Айвару Лембергсу трудно будет отрицать – вместе, руководимые мною предприятия являются самыми крупными работодателями и налогоплательщиками в Вентспилсе. За это Ventbunkers от Вентспилсской городской думы даже получил похвальную грамоту. (смеется).
— Не секрет, что вы достаточно состоятельный человек, чтобы спокойно наслаждаться жизнью в Швейцарии или в любом другом месте на земле. Почему вы включились в процессы города Вентспилса?
— Моя профессиональная деятельность ведется в нескольких странах – в Швейцарии, Австрии, Греции, России, Украине, а также в Латвии. В предпринимательской деятельности, которой я занимаюсь, есть партнеры из разных стран. Вентспилс – одно из самых важных мест. Руководимые мною предприятия – самые крупные налогоплательщики и самые крупные работодатели в Вентспилсе, и для меня большая честь делать что-то на благо этого государства, этого города и его жителей.
Конечно, проще всего было бы, как вы говорите, беззаботно наслаждаться жизнью в Швейцарии или где-нибудь в другом месте на земле, но такова моя природа, что хочется сделать что-то позитивное. От меня зависят очень много людей, и я чувствую большую ответственность за будущее этих людей. За то, чтобы у них были деньги на пропитание, были бы необходимые средства, чтобы они не уезжали, а продолжали сохранять и развивать традиции этого города и передавать их будущим поколениям.
— Вы лично также встречались с работниками своих предприятий, а не только с руководством предприятий?
— Конечно. Совсем недавно в нашем Вентспилсском бизнес- центре состоялась такая встреча, где у меня была возможность встретить представителей предприятий, моих коллег самого различного уровня. Начиная от докеров и кончая менеджментов высшего уровня. Мне важно почувствовать, услышать их и прислушаться к нуждам этих людей.
Не зря мы каждый год достаточно значительные денежные объемы, которые в этом году уже измеряются миллионами, направляем на развитие направлений социального характера, спорта и других сфер. В настоящее время наши предприятия Вентспилсского порта создали общество «Для процветания Вентспилса», где ресурсы предусмотрены на социальные проекты, чтобы можно было по возможности эффективнее поддерживать вентспилчан в их повседневных нуждах.
— Но все же цель предпринимателя – это получение прибыли. И чем больше прибыль, тем лучше эта цель достигнута. Зачем вы такие значительные средства направляете на благотворительность?
— Есть такое выражение – люди не работают без денег, и люди не работают ради денег. Если бы нашей целью было только получение прибыли. Но что дала бы эта прибыль, если во всем этом процессе человек не может быть счастлив? Я в этом уверен, и поэтому стараюсь жить, делясь с другими. В том возрасте, которого я достиг, я пришел к выводу, что есть большие ценности в жизни, чем прибыль, и чем то, что можно купить за деньги. На ум приходит выражение — ты по-настоящему богат, если у тебя есть такие ценности, которые нельзя купить за деньги. Эти человеческие отношения, в моем понимании, — гораздо, гораздо большие ценности, чем просто прибыль в денежном выражении.
— Ни для кого не секрет, что вы встали на сторону оппонентов нынешнего мэра города Вентспилса Айвара Лембергса. Если в это офис к вам за помощью обратится кто-то из соратников господина Лембергса, вы и ему поможете?
— Не так, я никогда осознанно не выступал против кого-то. Так в жизни случилось, что у нас с Лембергсом разные пути, у нас разные ценности, которым следуем и которыми стараемся делится. Айвару Лембергсу нравится называть Вентспилс городом с завтрашним днем. Завтрашний день, конечно, придет независимо от его желания, вопрос в том – какой завтрашний день? Конечно, нельзя отрицать то, что Вентспилс — ухоженный город, в нем вымощены улицы, поставлены коровы, посажены цветы – да, все это так, это благодаря Айвару Лембергсу. Однако вопрос в том, что еще могло бы быть сделано и каковы нереализованные и утраченные возможности. Это тот вопрос, по которому наши взгляды разнятся. Айварс Лембергс – сторонник авторитарного стиля управления, что само по себе и не плохо, если человек одарен человеческими и профессиональными качествами. В истории человечества известно много таких примеров о выдающихся правителях и правительницах, во время авторитарного правления которых управляемые ими государства расцветали и их подданные были воодушевлены и счастливы. Есть такое выражение – власть всегда опасна, она привлекает худших и развращает лучших. Власть могут получать единственно те, кто готовы кланяться, чтобы ее взять, а дальше использовать, чтобы служить другим. Отвечая на вопрос, помогли бы мы своим оппонентам, я могу сказать, что за эти годы мы пожертвовали и заплатили в виде различных пошлин и сборов Вентспилскому самоуправлению и связанным с ним организациям, структурам и фондам более ста миллионов евро. Было бы интересно в какой-то момент провести аудит — на какие цели эти деньги были израсходованы и что Вентспилс и его жители получили от всех этих денег.
— Вы думаете, заплатили работающие в порту предприятия?
— Да, предприятия, которыми я руковожу и которые работают в порту заплатили Вентспилсскому самоуправлению. И затем Айварс Лембергс распоряжался этими деньгами, и это был его выбор, как он это делал. Посмотрев на его декларацию должностного лица, хочу сказать, что Айварс Лембергс и приближенные к нему люди вряд ли могут жаловаться на какой-либо недостаток поддержки и средств в их направлении. Так что мы не только могли бы поддержать своих оппонентов, но мы это активно делали в течение многих лет. Возможно, наивно надеяться, что что-либо может измениться, так как мы хорошо осознаем, что мир кормит, а война разрушает… и что худой мир лучше доброй войны… И в наших интересах, чтобы в Вентспилсе царил мир и было гораздо больше возможностей сотрудничества. Но есть какие-то границы – как морально-этические, так и продиктованные здравым смыслом, согласно которым, если сотрудничество больше невозможно, то и продолжать невозможно. Мы знаем, что Айварс Лембергс – публичная персона, и видя его работу, нам, по крайней мере до сих пор, не удалось добиться такой модели сотрудничества, которая одновременно была бы и эффективной, и отвечала бы тем ценностям, морально-этическим критериям, которым стараемся следовать.
— Вы лично встречались с лидером объединенного списка нескольких партий Гиртом Валдисом Кристовскисом?
— Конечно, встречался. Последний раз совсем недавно.
— Поддерживаете ли вы его действия в политике?
— Мы поддерживаем всех, с кем у нас совпадает наша миссия и наши ценности. Уже вначале вы меня спросили – что я делаю в Вентспилсе, и стоит признать, что порой меня самого возникают сомнения по этому поводу. У меня такое осознание миссии, внутренняя убежденность – если Бог дал мне эту возможность что-либо изменить и действовать, я не могу ее не использовать. Что бы мы не делали – и на наших предприятиях, и в организациях, и я лично, стараюсь делать все это так, чтобы Вентспилс стал процветающим городом, где в мире, в достатке и согласии живут счастливые люди. И если к выполнению этой миссии готов присоединиться Гиртс Валдис Кристовскис или любой другой вентспилчанин, мы очень рады этому. Мы привыкли жить в мире каких-то относительных ценностей – что для меня хорошо, возможно для кого-то другого – плохо, но есть абсолютные ценности и истины, которые неоспоримы. Мне хотелось бы думать, что тот путь, который мы выбрали, правильный по сути. Потому что делать добро – это истинная природа человека. Только деля добро, мы можем быть по-настоящему счастливы. Мне действительно жаль, что в течение более 25 лет в Вентспилсе не только мне не удалось сотрудничать с Айваром Лембергсом. Столько времени, энергии и ресурсов за эти годы бессмысленно потрачено в этих деструктивных процессах, стараясь отражать непрерывные нападки Айвара Лембергса и не допускать тотального расхищения Вентспилса. Если бы мы могли эти ресурсы, эту энергию направить на создание чего-то позитивного, то Латвия сегодня была бы лидером среди стран Балтии в отношении благополучия, а возможно и счастья людей. Число уехавших людей наверняка было бы меньшим, чем то, каким мы видим его до сих пор. У меня в Латвии есть одна загадка – я действительно не могу понять, как такое может быть, чтобы руководитель самоуправления, являющийся вовлеченным и привлеченным в качестве обвиняемого во многие криминальные процессы в Латвии, одновременно в этом же государстве является одним из самых популярных политиков. Есть явные вещи, но люди или не хотят их видеть, или же, что гораздо хуже, то, как живет и действует Айварс Лембергс, кажется приемлемым! Я верю и надеюсь, что вечно так продолжаться не может. Что-то должно измениться.
В настоящее время Латвия приближается к своему 100-летию, и это определенный рубеж. Люди в круглые юбилеи обычно оглядываются назад – как они жили до сих пор, и думают о том, как они будут жить дальше. Иногда со стороны многие вещи видны лучше, чем живя на месте. Как у гражданина Швейцарии у меня есть возможность сравнить, как обстоят дела в Латвии и как – в Швейцарии. В Швейцарии у нас три основных национальности – итальянцы, французы и немцы. И у нас есть всякие предпосылки, чтобы можно было ссориться и враждовать между собой. Но нам уже по меньшей мере два столетия удается уживаться позитивно и направлять энергию на благо и рост нашего общего государства, нашей общей нации. Это то, чего я хотел бы пожелать жителям Латвии – совершенствовать и развивать способность сотрудничать на высоком уровне культуры взаимоотношений. Я верю и надеюсь, что те люди, которые сейчас присоединились и еще присоединятся к нашей миссии в Вентспилсе, могли бы быть своего рода началом и которые затем могли бы также воодушевить людей во всей Латвии. Самый большой вызов для людей Вентспилса и всей Латвии – это, на мой взгляд, — научиться и быть в состоянии сотрудничать таким образом и таким путем, который мы можем охарактеризовать как высокую культуру отношений.
Тем не менее вместо такого сотрудничества в Латвии часто имеют место основанные на негативизме кампании. И одна из них в настоящее время направлена против вас…
— Каждый делится тем, что имеет. Чуть ранее я уже пытался вам сказать – нам, к сожалению, не удалось за эти годы наши ресурсы энергии и, что самое дорогое, — времени, вложить таким образом, чтобы направить их на взаимное сотрудничество, терпимость, желание прислушаться и слышать друг друга во имя чего-то хорошего. Я это имею в виду и в отношении себя, и в отношении других лиц в Вентспилсе, конечно, и в отношении Айвара Лембергса. Человек такое существо, которое редко когда меняется. И в настоящее время продолжается то же подход, который по крайней мере я наблюдал более двадцати лет –ложь, полуправда, угрозы, запугивания, черный пиар. Конечно, можно во всех несчастьях обвинить США, НАТО, Сороса, Мерони, Ринкеча, генерального прокурора – одним словом – всех, кроме себя. Это выбор этого человека – с какими ценностями, как он живет. Мои действия – это мой выбор. По крайней мере я буду очень стараться делиться другими ценностями, другими качествами. Мне очень радостно от того, что у нас в Вентспилсе это получается, несмотря на все те преграды, которые ставятся нашим предприятиям. Мы по-прежнему можем зарабатывать и радуемся, что можем делится с вентспилчанами – и предоставляя им рабочие места, и разными способами помогая и поддерживая людей этого чудесного города.
— Значит, вы верите, что перемены возможны?
— Так устроен это мир. Еще известный древнегреческий философ Гераклит сказал: все течет, все меняется. Вентспилс – это чудесное место на берегу Балтийского моря – существует уже более 750 лет, и мы видим, что здесь все с течением времени постоянно меняется. Придет время, и здесь не будет ни Лембергса, ни Мерони, будут новые поколения, новые люди и новые возможности. Единственно жаль, если на не удастся в отведенное нам время использовать все те возможности, какие нам дал Господь Бог. Как я уже упоминал – чем дольше я живу в этом мире, тем яснее и сильнее я это осознаю. Мне действительно очень хочется оставить после себя и на земле, и в Вентспилсе что-то хорошее. Чем больше будет вентспилчан с сияющими глазами, тем больше их вернется домой, и семьи снова объединяться, потому что, чем более процветающим будет этот город, тем счастливее буду и я сам.
Ref:224.000.112.6020