Всякий мог заметить, как быстро Латвия теряет леса, и, что бы там не говорили представители Latvijas valsts meži (LVM), деревья — не поле с морковкой, которую вырвал и посадил заново, указывает общество «За нетронутую среду будущим поколениям» (Par neskartu vidi nākamajām paaudzēm), которое обнаружило проблему, указывающую на другую опасную тенденцию.
Управляемое в последние годы Национальным объединением Министерство охраны окружающей среды и регионального развития (МООСРР), (МООСРР)прикрываясь обустройством кладбища, осуществляет действия, которые трудно назвать иначе, как разбазариванием территории латвийского национального парка.
Национальные парки — это территории, созданные для общественного отдыха, защиты природного разнообразия с красивыми, характерными для Латвии пейзажами, которые государство законодательно внесло в список особо охраняемых территорий. Жители Латвии считают, что эти территории охраняются государством, но это не совсем соответствует истине, заявляет обеспокоенное общество Par neskartu vidi nākamajām paaudzēm.
Следует добавить, что противоречивые правила охраны Национального парка Кемери правительство рассмотрит на заседании во вторник, 6 сентября.
Алчность
Желание приобрести принадлежащий латвийскому обществу и охраняемый государством участок земли в приморской зоне заповедника Национального парка Кемери возникло у Энгурской краевой думы, которую возглавляет Гундарс Важс (Нацобъединение). Судя по всему, он решил, что земля не имеет собственника. Из информации из СМИ следует, что политики Энгурского края (ранее Лапмежциемского) давно известны очевидным равнодушием к зонированию охраняемых в интересах общества природных территорий. То, что нарушения длятся уже почти десять лет, говорит о нежелании госуправления устранять нарушения, совершаемые политиками Лапмежциемской волости (Энгурский край).
Чтобы сбалансировать интересы сохранения природных ценностей и влияние человека в Национальном парке Кемери, который на 50% располагается в Энгурском крае, были созданы специальные зоны. Доступные самоуправлению нейтральные и пейзажные зоны оно передало под строительство особняков и необходимых жителям объектов — детских игровых площадок (Бигауньциемс) и кладбищ (Клапкалницемс, Апшуциемс, Плиеньциемс), незаконно запланировав создать их в запрещенной зоне (Рагациемс).
О серьезности нарушения планирования территории свидетельствует то обстоятельство, что тогдашний министр по региональному развитию и делам самоуправлений Эдгар Заланс в 2009 году уволил с должности председателя Лапмежциемского края Эдмунда Петерсонса (СЗК, а ныне «От сердца — Латвии!»). Однако ситуация не изменилась, и в в принятой в 2012 году планировке территории Энгурское самоуправление нарушило требования нормативных актов, запланировав разместить кладбище в заповедной зоне Национального парка Кемери, в приморских дюнах Межайне.
Данный случай примечателен, поскольку кроме самоуправления свои полномочия превысили и должностные лица Управления охраны природы (УОП), которым поручено бороться за сохранение таких территорий. Администрация Рижского региона УОП без правового обоснования согласовало разработанную думой Энгурского края планировку территории, предусматривающую выделение территории Национального парка Кемери под нужды кладбища.
Замыливание глаз
Представитель общества Par neskartu vidi nākamajām paaudzēm Гинтс Каунисте, первый поднявший тревогу в связи с обнаруженными в Национальном парке Кемери незаконными действиями, отмечает что сам стал объектом насмешек. Еще 30 октября 2014 года он вместе с представителями Клуба охраны окружающей среды обратился к МООСРР, обратив внимание контролера самоуправлений на происходящие в Национальном парке Кемери незаконные действия. Вопреки практике хорошего управления МООСРР, вместо того чтобы указать самоуправлению на размещение кладбища в разрешенной зоне, ответило, что не собирается отказываться от прежней задумки поменять индивидуальные правила охраны и использования территорий Национального парка Кемери, по сути тем самым легализуя план самоуправления.
Поскольку сотрудники ответственных служб, которые занимаются устранением подобных нарушений, в том числе Госконтроля и Генеральной прокуратуры, не отозвались на призыв Каунисте, он обратился к газете Neatkarīgā Rīta Avīze (NRA).
Однако вместо того чтобы предоставить обществу объективную информацию, журналист Имантс Виксне бросил тень подозрений на самого инициатора темы, усомнившись в его намерениях и назвав его «любителем мокриц». В своих публикациях NRA дала ложную информацию, обвинив Каунисте в том, что активист сопротивляется обустройству кладбища «в единственном подходящем для этого месте».
Чтобы добиться конструктивного решения, Каунисте более года назад предложил МООСРР пять альтернативных мест для размещения кладбища. Он уверен не только в их санитарном защитном поясе (300 м), но и в безопасном уровне грунтовых вод. Однако с его расчетами не пожелали ознакомиться ни Госканцелярия, в которой он искал поддержки, ни МООСРР, ни самоуправление Энгурского края.
Обман жителей
Примечательно, что вся ситуация касается и жителей. Каунисте отмечает, что если до опубликованных статей Виксне в NRA жители были настроены нейтрально, выражая непонимание в связи со спешкой относительно размещения кладбища, позже они стали более сдержанны. Однако это не пошатнуло мнение жителей Лапмежциемса. Вскоре после того, как Каунисте опроверг заявления самоуправления об отсутствии альтернативы, управление Лапмежциемской волости начало обманную информационную кампанию, в которой природные ценности были противопоставлены интересам жителей.
Наиболее кричащим нарушением этических норм Каунисте считает созванное самоуправлением собрание жителей, на котором один из депутатов заявил сидящей рядом в Каунисте седовласой женщине, что истинной причиной возражений негосударственной организации против застройки заказника являются принадлежащая представителям этой организации собственность. По мнению Каунисте, это указывает на то, что энгурские политики прекрасно осознают свою безнаказанность.
Утраченные возможности
Решение сровнять живописные дюны напрямую повлияет на жителей Лапмежциемской волости, считает Каунисте. Исчезающий под влиянием лесодобывающей промышленности сосновый лес — уникальное преимущество жителей данной волости. Лес, предназначенный для прогулок и природного туризма, на месте которого планируется разместить кладбище, круглый год привлекает посетителей парка, которые являются главными потребителями услуг местных жителей — рыбного рынка, гостевых домов и др.
Представитель общества убежден, что умелая популяризация данных ценностей и создание других связанных с ними услуг предоставили бы жителям работу и избавили бы от необходимости искать заработок в других местах.
Депутатам Энгурского края следовало бы позаботиться не только о обустройстве кладбища, но также о новых рабочих местах и развитии края, считает Каунисте.
Ref: 102.108.108.13435