Во вторник, 6 сентября, показания по делу о Золитудской трагедии давал бывший руководитель строительных работ Re&Re, который отвечал за работы на объекте на ул. Приедайнес. Однако он не смог вспомнить большую часть документации, а в его показаниях возникли неясности относительно допустимой нагрузки на крышу здания.
По его словам, в конце рабочего дня раздался сигнал тревоги, и он отправился к охраннику Maxima, который сказал, что все в порядке, поэтому мужчина вернулся на объект.
Свидетель решил провести осмотр, но не обнаружил причин срабатывания сигнализации. Он еще раз сходил к охраннику, который сообщил, что вызвал представителя обслуживающей здание фирмы и отключил сигнализацию. Однако он не видел, как была выключена сигнализация.
Бывший работник Re&Re рассказал, что все время, пока он и еще два человека, осуществляли осмотр, звучала сигнализация — это длилось около 40 минут. Сам он покинул объект примерно в 17:40.
На вопрос, была ли сигнализация в магазине и в здании общей, он пояснил, что в здании была общая насосная станция, поэтому можно сказать, что и сигнализация была общей. Свидетель проверил и подвальное помещение, но не все. По его словам, водяной насос работал непрерывно, однако он не известил работников охраны о своих подозрениях, связанных с падением давления в системе пожарной безопасности.
Он также сообщил, что во время второго этапа строительства, при бетонировании каркаса требовалось местами вскрыть крышу здания, но подчеркнул, что это происходило не не в той части, где располагался магазин. Там, возможно, произошла кратковременная протечка. О трещинах в помещениях магазина и в подсобных помещениях мужчине было неизвестно.
Он также подчеркнул, что на крыше не использовалась тяжелая техника — материалы доставлялись туда при помощи подъемника. Руководитель строительными работами также отметил, что допустимый вес чернозема на крыше никогда не превышался.
Бывший сотрудник Re&Re принимал участие в строительстве объекта, начиная со второго этапа.
Адвокат Артурс Звейсалниекс спросил у свидетеля, с какими документами он ознакомился перед началом работы на крыше и видел ли он генеральный план здания. Мужчина ответил, что ознакомился с документацией второго этапа строительства — если в ней был план, значит, он его видел.
На вопрос, был ли в его распоряжении документ проекта работ и ознакомился ли он с ним, свидетель ответил, что «не помнит». На вопрос о размещении вибротрамбовки и о том, где ее можно было расположить на крыше, свидетель ответить не смог.
Он также не смог ответить на большую часть вопросов, касающихся документации, указав, что не помнит этих деталей.
Журнал строительных работ хранился на строительном объекте в закрытом офисе, сказал свидетель, отметив, что субподрядчики могли получить доступ к нему только в присутствии представителей Re&Re.
Обвиняемый строительный инженер Иварс Сергетс задал свидетелю вопрос о нагрузках и о том, почему в показаниях свидетеля и субподрядчика они отличаются. Ответить на этот вопрос мужчина не смог. В своих показаниях, данных во время досудебного расследования, он указал, что допустимый вес составлял 1,6 тонн на квадратный метр, в другой день он назвал 2 тонны, которые он увидел в объяснительной статье.
Сергетс спросил, как свидетель мог контролировать нагрузку, если не знал, в какой зоне какая была нагрузка, на что свидетель ответил, что старался распределять нагрузку равномерно.
Адвокат Дмитрий Скачков также попытался выяснить, из каких источников свидетель получил информацию о допустимой нагрузке. По словам бывшего сотрудника Re&Re, ему эту нагрузку показали и он о ней слышал. Звейсалниекс обратил внимание на этот момент, подчеркнув и уточнив, действительно ли свидетель знал о конкретной нагрузке. Допрос свидетеля длился почти весь день.
Как сообщалось ранее, 21 ноября 2013 года в Золитуде в результате обрушения крыши супермаркета Maxima погибли 54 человека, десятки получили тяжелые ранения. Строительные эксперты считают, что трагедия произошла из-за неправильного распределения нагрузки на конструкцию крыши, из-за чего она обрушилась на находящихся внутри посетителей магазина.
Девяти лицам предъявлены обвинения в нарушении строительных правил, невыполнении обязанностей государственного должностного лица, причинении смерти по неосторожности и в нарушении правил защиты труда.
Обвинения в нарушении строительных правил, в результате чего обрушилась часть здания, что вызвало тяжелые последствия, выдвинуты пяти лицам. Это инженер-строитель Иварс Сергетс, проводивший строительную экспертизу Андрис Гулбис, строительный надзиратель Мартиньш Драудиньш, автор проекта магазина Андрис Калинка и руководитель строительных работ Re&Re Станислав Кумпиньш.
Сергертсу, Гулбису, Драудиньшу, Калинке и Кумпиньшу прокуратура также выдвинула обвинения в причинении смерти по неосторожности.
Трем работникам Рижской строительной управы — Янису Балодису, эксперту юридического отдела отделения контроля за строительством Марике Трейе и заместителю начальника строительной инспекции Айе Мельниковой — выдвинуты обвинения в невыполнении обязанностей государственного должностного лица, что вызвало тяжелые последствия.
Балодис и Трейя больше не работают в Строительном управлении.
В рамках уголовного процесса, который рассматривает Рижский суд Земгальского предместья, обвиняется также сотрудница Maxima Инна Шуваева.
После зачитывания обвинения обвиняющей стороной ни одно из девяти обвиняемых лиц свою вину в инкриминируемых преступлениях не признало.
Ref: 102.108.108.13445