У начальника Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) Ярослава Стрельчонка есть очень большие сомнения относительно истинной личности многолетней сотрудницы бюро Юты Стрике. Об этом Стрельчонок рассказал в эфире телепередачи Rīta panorāma («Утренняя панорама»).
«Мы все больше и больше приходим к вопросу, а с тем ли человеком мы судимся, за которого выдает себя Юта Стрике. <…> В данной ситуации мы углубленно проверяли и личность [Стрике], <…> и констатировали, что есть вопрос, кто это — Анна или же Юта», — сказал Стрельчонок.
Он пояснил, что в свое время Стрике в публичном пространстве говорила, что ее раньше никогда не звали Анной, однако БПБК констатировало, что в некоторых документах Стрике называет себя Анной.
У Стрельчонка есть сомнения и относительно гражданства Стрике. «Если есть сомнения относительно личности, если мы сомневаемся в каких-то моментах, касающихся получения лицом гражданства, то соответственно возникает вопрос о том, может ли лицо вообще работать в бюро и госуправлении».
«Если лицо в публичном пространстве говорит, что никогда не было Анной, тогда в такой ситуации она солгала обществу, и тут снова вопрос о лжи и последствиях. Если же лицо все-таки было Анной, тогда соответственно вопрос о подаче документов в вуз — фальшивые они или нет», — сказал Стрельчонок.
Он подчеркнул, что БПБК еще несколько лет назад констатировало, что упомянутые факты о Стрике были известны Бюро по защите Конституции (БЗК), однако от него не последовало должных действий. «Несмотря на то, что есть сомнения и определенная информация отправлена [БЗК], лицо до сих пор имеет допуск [к гостайне]», — сказал Стрельчонок.
Газета Neatkarīgā в 2011 году писала, что к ней попали материалы с информацией «о некоторых известных и менее известных нюансах биографии заместительницы руководителя БПБК Стрике». Газета отправила эти материалы органам безопасности.
В адресованной газете посылке «подчеркнут и проанализирован теперь уже известный широкой публике факт, что еще в конце 80-х и начале 90-х годов у известного лица по имени Юта Стрике было совсем другое имя — Анна Потапова».
Сама Стрике в свое время также не отрицала журналистам, что выданный 26 июня 1987 года 584-й Московской средней школой диплом на имя Анны Потаповой действительно принадлежит ей. Но Анной она никогда не звалась: ошибка произошла из-за описки директора.
В адресованной Neatkarīgaja посылке написано, что возвращение Потаповой в Латвию покрыто тайной. Паспорта, по которому Потапова прибыла в Латвию и на основании которого позднее получила латвийский документ, по информации источника, нет ни в одной базе данных или реестре. Это вызывает подозрения в подлинности данного документа, и высказана версия, что этим документом мог быть т. н. паспорт прикрытия, который спецслужбы выдают лицам, чтобы облегчить своим сотрудникам легализацию и получение статуса постоянного жителя.
Ref: 102.112.112.4353