Несмотря на то, что больше половины (54%) молодых людей в возрасте от 15 до 18 лет планирует продолжить учебу после окончания средней школы, треть опрошенных (33%) в этом пока еще сомневается, показывает проведенный Институтом финансов Swedbank опрос населения.
Чаще всего (47%) молодые люди планируют поступить в один из латвийских вузов, в то время как 7% респондентов рассматривают возможность учебы за рубежом, при этом 13% опрошенных планируют начать работать сразу после окончания средней школы.
В целом же, по сравнению с ситуацией два года назад, число желающих продолжить учебу в этом году сократилось (с 63% в 2015 году до 54% в этом), причем, главным образом, за счет тех старшеклассников, кто после окончания школы намерен сначала поработать и лишь затем выбрать будущую профессию (8% в 2015 году против 13% в этом).
«Решение начать работать после окончания школы, каким бы необдуманным или рискованным оно на первый взгляд ни казалось, отнюдь не опрометчиво, если оно тщательно продумано, и время проводится с пользой. Это возможность получить новый опыт, расширить свой кругозор и определиться с будущей профессией. Поэтому такого поворота событий не должны бояться ни молодые люди, ни их родители. Скорее наоборот, родители должны поддерживать своих детей, давая им возможность пройти практику, попробовать свои силы в конкретной профессии или поработать волонтером. Это лишь часть возможностей, позволяющих заполнить небольшую паузу, пока человек находится в поиске своего истинного призвания», — отмечает эксперт Института финансов Swedbank Эвия Кропа.
При выборе направления учебы доминирует искренний интерес, на втором месте – перспектива заработной платы
Искренний интерес к осваиваемой профессии – главный критерий при выборе будущего направления учебы (68%). Особенно важным он является для выпускников 12-х классов, которые отмечают, что выбранная специальность должна быть интересной и увлекательной (80% против 68% в среднем). Значительно реже (49%) будущие студенты оценивают перспективы заработка в будущей профессии. В свою очередь для 26% респондентов выбор определяет возможность получить профессию за бюджетные средства и спрос на специалистов определенной профессии на рынке труда (25%). Следует отметить, что по мере приближения выпускных наличие бюджетных мест приобретает все большее значение. Так, почти половина или 47% учащихся 12-х классов отметили, что этот критерий очень важен для них. Примечательно также, что молодые люди, живущие в Риге и Рижском регионе, при выборе будущей профессии сравнительно большее внимание уделяют фактору высокой заработной платы (важно для 63% рижан против 49% учащихся в среднем).
Несмотря на то, что с развитием технологий, которые приобретают все большее применение во многих отраслях народного хозяйства, ряд традиционных профессий в скором времени исчезнет, почти каждый четвертый или 23% старшеклассников отметили, что вообще не рассматривали фактор влияния развития технологий на свою будущую профессию. В свою очередь 41% учащихся указали, что данный фактор имеет ничтожное или незначительное значение.
«Молодежь – самая открытая к новым технологиям часть общества, поэтому тот факт, что лишь 37% учащихся осознают влияние технологий и автоматизации на рабочую среду, считая, что предстоящие в будущем перемены никоим образом не влияют на их сегодняшний выбор специальности, вызывает определенное беспокойство. Технологии уже прочно вошли в нашу жизнь, и их влияние становится все более сильным, а это означает, что люди должны быть готовы к тому, что в ближайшем будущем им, скорее всего, придется сменить профессию, возможно, даже неоднократно. Поэтому в наши дни очень важно развивать умения и навыки, которые связаны не с одной лишь профессией, а с личностными качествами как таковыми, например, креативность, критическое мышление, эмпатию, социальные навыки, которые помогут легче приспосабливаться к новым реалиям. Важно, чтобы молодые люди это понимали и учитывали как при выборе вуза, так и при выборе своей будущей профессии», — подчеркивает Эвия Кропа.
Позитивным является и то, что одним из важнейших условий для получения хорошо оплачиваемой работы старшеклассники, помимо профессиональных навыков (25%), считают и наличие личностных качеств (25%). В сегодняшних изменчивых условиях личностные качества образуют значительную часть навыков 21-го века, которые будут высоко цениться работодателями будущего. В свою очередь хорошее образование и опыт работы, по мнению молодых людей, играет менее значимую роль (соответственно 19% считают эти факторы важным). Примечательно, что меньше всего в хорошее образование как в самый верный путь к хорошо оплачиваемой работе верят выпускники 12-х классов (3% против 19% в среднем), придавая большее значение личностным качествам (33% против 25% в среднем) и опыту работы (26% против 19% в среднем).
Исследование проводилось в мае 2017 года в сотрудничестве с OMD. В ходе исследования были опрошены 500 учащихся со всей Латвии в возрасте от 15 до 19 лет.
Ref:224.000.112.6672