Повышением акцизного налога на топливо правительство объявило шах и мат латвийской транспортной отрасли и транзиту. Вместе ожидаемой компенсации налоговых поступлений Латвия может значительно уменьшить конкурентоспособность своей отрасли, которая приносит экономике миллиард евро в год, подчеркивает Инга Антане, президент общества «Балтийская ассоциация — транспорт и логистика» (БАТЛ).
«Учитывая, что цена на дизтопливо является очень важным компонентом расходов на железнодорожные перевозки, вплоть 30% от цены, то увеличивать расходы, которые делают дороже латвийский транспортно-транзитный коридор, это полное безумие», — подчеркивает Антане.
Она говорит, что в условиях, когда объем грузов из России уже и так быстро сокращается, любое подорожание расходов транзитного коридора может катастрофически отразиться на конкурентоспособности портов и железных дорог Латвии на мировом рынке перевозок.
«Принимая решение об увеличении акцизного налога на топливо, правительству следовало изучить все возможные риски, которые оно может нести экономике страны, и провести консультации с представителями отраслей. К сожалению, складывается ощущение, что решение принято поспешно и безответственно», — подчеркивает Антане.
«Торговые пути формируются десятки лет, — говорит президент БАТЛ. — Но такими решениями правительство рискует перечеркнуть жирной полосой то, что сделали предприниматели в предыдущие годы для привлечения грузов, и данное самим Богом преимущество — выгодное географическое расположение нашей страны на карте транзитных путей».
Антане подчеркивает также, что с точки зрения и экономики, и окружающей среды, и безопасности дорожного движения грузоперевозки надо максимально перенести на железнодорожные рельсы. Рост роли железной дороги предусмотрен и политикой Евросоюза, тогда как Латвия такими решениями, из-за непонимания ситуации или осознанных действий все больше отдаляется от этой цели.
Математический подход к повышению бюджетных поступлений может сыграть злую шутку с экономикой Латвии, и ожидаемые доходы могут превратиться в убытки. «К сожалению, правительство не учло опасения предпринимателей о том, что повышение ставок акцизного налога освободит спираль инфляции, так как многие услуги и товары из-за роста расходов на транспортировку станут дороже. Однако этот фактор самым непосредственным образом отразится на покупательной способности каждого жителя Латвии, а следовательно, и на уровне благосостояния», — рассуждает Антане.
Она говорит, что оптимизма не вселяют и слова министра финансов о том, что если резко упадет потребление топлива, то может быть пересмотрено решение об увеличении акцизного налога. По сути, это четкий сигнал инвесторам о непредсказуемости налоговой системы нашей страны, где сегодня одни правила игры, а завтра — другие. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что в Латвии нереально прогнозировать развитие своего бизнеса, поясняет Антане.
БАТЛ призывает правительство пересмотреть решение о повышении акцизного налога на топливо. «В противном случае мы рискуем обнаружить в один совсем не прекрасный день, что латвийский транзит и возможность стать транспортно-логистическим центром в Балтии остались в прошлом, а сами мы находимся у разбитого корыта. Решением об увеличении акцизного налога на топливо правительство сокращает конкурентоспособность своей страны в транспортно-логистической сфере, поэтому БАТЛ напоминает, что правительство обязано не только собирать налоги, но и в первую очередь создавать условия для заработка этих налогов.
Ref:224.112.112.6909