Больше не вызывает удивления истерия членов Латвийской ассоциации транзитного бизнеса (ЛАТБ), различных экспертов и отдельных депутатов, связанная с тем, чтобы ни в коем случае не прикасаться к управлениям свободными портами, утверждая, что даже символическая плата управлений свободных портов в госбюджет подорвет латвийскую транзитную сферу. Управлениями свободных портов и ЛАТБ руководят одни и те же люди, которые по большому счету и определяют повестку дня и работу Министерства сообщения и подведомственной ему отрасли, отмечают в обществе «Балтийская ассоциация – транспорт и логистика» (БАТЛ).
Озвученные опасения о возможном крушении латвийской транзитной отрасли представители БАТЛ комментируют так: «Конкурентоспособности отрасли определенно «способствуют» навязанные управлениями свободных портов технологически более дорогие инвестиционные проекты, желание перенести на кошельки инвесторов расходы на демонтаж принадлежащих государству гидротехнических сооружений и другие многомиллионные расходы свободного порт и самоуправления. И неконтролируемый вклад сгенерированных отраслью многомиллионных доходов в не связанные с отраслью проекты (многие из которых обанкротились или находятся на грани банкротства), однозначно, «укрепляют» конкурентоспособность транзитной отрасли. «Рост» отрасли, конечно, невозможно представить и без обсуждения желающего инвестировать средства инвестора, для ограничения которого управления свободных портов через судебные процессы готовы тратить значительную часть своего бюджета. И, наконец, отрасль «развивают» упомянутые в сообщениях госконтроля факты разбазаривания денег, нелицеприятные отчеты Совета по конкуренции, постановления судов и, конечно, увязшие в скандалах и судебных разбирательствах должностные лица свободных портов, пребывание которых в их должностях недвусмысленно сигнализирует: выбирайте латвийские порты – мы знаем, куда вложить ваши деньги».
«Управлениями портами и ЛАТБ руководят одни и те же люди, которые по большому счету определяют повестку дня и работу Министерства сообщения и подведомственной ему отрасли. Эти люди привыкли смешивать государственные кошельки (в данном случае кошельки свободных портов и государственных коммерческих предприятий транзитного бизнеса) со своими, поэтому для них не приемлемо, что настоящий владелец акватории, гидротехнических сооружений и всех управлений свободных портов наконец осмелился потребовать полагающиеся ему плоды, которые до сих пор бесконтрольно использовали соответствующие господа», – сообщило общество порталу BNN.
По словам представителей общества, то, что ахиллесовой пятой латвийской транзитной отрасли являются управления крупнейших латвийских управлений не скрывают даже представители входящих в состав ЛАТБ частных компаний, которые все как один косвенно выражают недоверие управлениям свободных портов, подчеркивая их непрогнозируемость, которая вызывает опасения в связи с перекладыванием новых расходов свободных портов на плечи работающих в транзитной сфере коммерческих компаний.
Ранее уже сообщалось, что БАТЛ поддерживает предложение Министерства экономики о разработке правил в законодательных актах, которые с 1 января следующего года обязали бы крупные управления латвийских портов часть полученных доходов перечислять в бюджет государства.
Также уже сообщалось, что один из способов повышения доходов госбюджета – введение портовой пошлины. Такое предложение на рассмотрение партнерам по коалиции выдвинула «Партия реформ» и контролируемое партией Министерство экономики.
Предложение предусматривает, что дополнительные выплаты в бюджет должны вносить не работающие в портах предприятия, а руководство портов, отчисляя часть полученных доходов. Таким образом, введение портовой пошлины не уменьшит конкурентоспособность латвийских портов, а взносы портов в госбюджет будут зависеть от результатов работы.
Как известно, и Госконтроль, и специалисты Всемирного банка уже указали на многочисленные проблемы как в управлении латвийских портов, так и в использовании полученной прибыли. Полученные благодаря государственной инфраструктуре и благоприятным налоговым условиям доходы портов сейчас используются непрозрачно, с сомнительной эффективностью. В связи с этим тормозится и предпринимательская деятельность, и развитие портов.
В Латвии работают три крупных порта – в Вентспилсе, Риге и Лиепае, в пользование которым передана стратегическая общественная инфраструктура. За ее использование с клиентов портов взимается плата, но доходы, полученные от использования этой инфраструктуры и другой деятельности портовых управлений, не попадают в госбюджет, пояснила партия.
Таллинский порт ежегодно платит в бюджет Эстонии два вида выплат: дивиденды и налоги. В целом в 2012 году государство получило от порта 42,8 млн евро, в том числе 33,8 млн евро в виде дивидендов.
По данным Министерства экономики, в 2012 году общие доходы Рижского, Вентспилсского и Лиепайского портов составили 57,2 млн латов.
102.108.108.5418