Масштабная операция Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК), в ходе которой глава Latvijas dzelzceļš Угис Магонис был пойман с полмиллионом евро наличных, этим летом имела продолжение.
Как в отношении Магониса, так и в отношении давшего ему деньги эстонского бизнесмена Олега Осиновского прокуратура возбудила уголовное преследование, а это означает, что вскоре детали дела о загадочной коррупционной сделке будут рассматриваться в суде. А пока руководитель операции по задержанию Магониса, сотрудник БПБК Юрис Юрашс раскрыл скандальную информацию — ему предлагалась взятка в размере одного миллиона евро. Однако руководство БПБК об этом будто и догадывалось. Руководитель бюро Ярослав Стрельчонок намерен возглавить БПБК и на второй срок, однако указанное обстоятельство может ему помешать.
Летом прошлого года БПБК задержало главу Latvijas dzelzceļš Угиса Магониса, который возвращался на машине из Таллина, имея при себе полмиллиона евро наличными деньгами. Многолетний руководитель железной дороги принял деньги от самого богатого в Эстонии человека — Олега Осиновского — в связи с закупкой подержанных локомотивов дочерней компанией Latvijas dzelzceļš, сообщает программа телеканала TV3 Nekā personīga.
Защитники Осиновского с самого начала придерживались версии о том, что деньги не имеют отношения к конкретному случаю, а нужны они были для достижения благоприятного исхода в совершено других процессах. То есть это была торговля влиянием. Поскольку Магонис не давал показаний, это была единственная известная версия случившегося.
За взяточничество грозит до десяти лет тюремного заключения, тогда как наказание за торговлю влиянием значительно мягче. Через год после случившегося сотрудник БПБК Юрис Юрашс, возглавлявший операцию по задержанию Магониса, рассказал, что осенью ему предлагалась взятка в размере одного миллиона евро, чтобы он остался при версии, выгодной Осиновскому.
В Даугавпилсе Осиновскому принадлежит завод по ремонту локомотивов. Он хорошо знает латвийские деловые и политические круги, однако столкновение с правоохранительными органами для него стало новым опытом. Сразу же после ареста Магониса Осиновскис обратился к мэру Риги Нилу Ушакову за советом, как поступить. Ушаков направил Осиновскиса к своему соратнику, депутату Сейма Андрейсу Элксниньшу, который не скрывал, что имеетс связи в БПКБ и других правоохранительных органах. К защите интересов Осиновского подключился адвокат Саулведис Варпиньш, с которым Элксниньш в свое время работал в одном бюро.
Улаживание дела обошлось Осиновскому в шестизначную сумму. Но уверенности, что обвинение останется при более легкой версии, не было. Главной помехой был Юрашс, который продолжал придерживаться версии, что имело место именно взяточничество с участием должностного лица, поэтому в конце сентября к нему обратился некий хорошо известный человек, его бывший однокурсник. Он представился посредником и предложил Юрашсу один миллион евро. Об этом его попросили другие однокурсники.
В 1994 году набор в Латвийскую полицейскую академию был весьма урожайным. Вместе в Юрашсем квалификацию юриста получили десятки молодых людей, некоторые из которых сейчас являются хорошо известными адвокатами и политическими консультантами. Вместе с Юрашсем из академии выпустился и внештатный консультант премьер-министра Мариса Кучинскиса адвокат Марис Грудулис, а также Артис Стуцка, работавший советником министра сообщения Улдиса Аугулиса. Чуть позже диплом получил Янис Дамбитис. Именно он явился к Юрашсу с предложением о взятке. Хотя сам бывший советник министра финансов Яниса Рейрса Дамбитис эту информацию категорически отрицает.
Осиновский тоже отрицает свою причастность к предложению взятки. Однако он допускает, что это могло произойти за его спиной.
О произошедшем Юрашс известил начальника БПБК служебнйо запиской. Юрашс написал ее 1 октября, но имени человека, предложившего взятку, не указал. Если бы рассмотрение дела началось, кто-то должен был бы осведомиться у Юрашса по поводу этого имени. Однако в течение того года этого так и не случилось.
Юрашс уверен, что расследования не последовало. «Мне не остается ничего иного, как только посчитать, что по сути эта информация не проверялась, а значит налицо бездействие должностного лица. Трудно представить, что должно произойти и какими принципами руководствуется управление учреждения, чтобы оставить подобную информацию совершенно без внимания», — пояснил Юрашс.
Сказать точно, к кому могло бы попасть расследование этого дела, трудно, однако напрашивается вывод, что в бюро его расследование даже не начиналось. Юрашс обратился в прокуратуру, чтобы та проверила, почему не последовало расследование. И хотя пути Элксниньша и Осиновского разошлись, Элксниньш продолжает следить за делом. Он знает, что в деле замешаны однокурсники Юрашса, и отрицает какое-либо свое участие в нем.
Если руководитель бюро проигнорировал предложение взятки своему сотруднику, это может стать преградой на пути к утверждению его в должности на второй срок, поскольку этот случай показывает, что БПБК подходит к выбору дел избирательно.
Начальник БПБК Стрельчонок гордится операцией по задержанию Магониса и в каждом интервью называет его крупнейшим достижением бюро за последнее время. Несмотря на это, нынешним летом в ходе реорганизации БПБК, с работы были уволены многие сотрудники бюро, в том числе те, кто работал над делом Магониса. Среди них и Юрашс. Сославшись на большую занятость Стрельчонок отказал в официальном интервью программе Nekā personīga.
Во время подготовки данного сюжета прокуратура ответила программе Nekā personīga, что проверка дела о возможном бездействии главы БПБК завершилась, однако ее результаты не оглашаются.
Ref: 102.108.108.13422