Из-за неспособности трех стран Балтии договориться об организации закупок в рамках проекта Rail Baltica возник рис и вовсе потерять предназначенные для проекта средства. О так называемой модели финансирования и реализации, согласно плану, Латвия, Литва и Эстония должны были договориться еще год назад, сообщает программа de facto на телеканале Latvijas Televīzija.
В 2014 году страны Балтии создали совместное предприятие RB Rail, которое должно отвечать за проектирование скоростных железнодорожных путей, их строительство и маркетинг. Но теперь достигнуто соглашение о том, что, например, работы, связанные со строительством станций и терминалов каждая страна будет организовывать отдельно. При этом вопрос о крупных закупках остается открытым.
Многие источники сообщили de facto, что литовцы хотят как можно больше закупок организовать на национальном уровне. Руководитель совместного предприятия RB Rail Байба Рубеса не скрывает, что действительно существует заинтересованность в том, чтобы «только литовцы строили для литовцев».
Литва уже опередила Латвию и Эстонию, первой построив железную дорогу европейского стандарта от Каунаса до границы с Польшей, которая пролегает рядом с уже существующей дорогой. Однако этот участок настолько извилист, что в рамках проекта еще предстоит исследовать, сможет ли скоростной поезд двигаться по нему с максимальной скоростью 240 км/ч.
Глава транспортного комитета Европейского парламента Михаэль Крамер, посетив страны Балтии, выразил недовольство в связи с желанием Литвы организовывать закупки отдельно. Если в скором времени три балтийские страны не договорятся, они могут попросту потерять деньги. «Появилась задержка, особенно со стороны Литвы. Проект их не совсем утраивает. Мы должны оказать давление, чтобы страны Балтии работали вместе, поскольку это все же проект, финансируемый из европейских налогов. Надо начинать его строительство», — сказал Крамер в интервью LTV.
Неделю назад состоялась неформальная встреча премьер-министров стран Балтии, на которой главы правительство обсудили и продвижение проекта Rail Baltica. На среду запланировано очередное заседание совета RB Rail.
«Если 7 сентября не будет достигнуто фундаментальное соглашение о модели финансирования и реализации проекта, я затаив дыхание буду смотреть на то, что произойдет дальше. Важен не документ, а содержание. Предоставить совместному предприятию возможность действительно отвечать за средства или нет? Если ответом будет «нет», подозреваю, что мы потеряем деньги», — отметила Рубеса.
Ref: 102.108.108.13421