Рижский свободный порт ведет переговоры со вторым потенциальным арендатором острова Криеву — Rīgas centrālais termināls (RCT) — о заключении договора аренды. Представители порта надеются, что на следующем заседании (10 декабря) правление сможет делегировать управляющего портом для подписания договора.
Пока еще невозможно говорить о времени, когда будет подписан договор о переносе деятельности RCT из центра Риги на остров Криеву, а поскольку переговоры между обеими сторонами проходят интенсивно, то порт надеется, что в скором времени правление сможет делегировать управляющего для подписании договора, сообщили в Рижском свободном порту.
В компании RCT, отвечая на вопрос о договоре аренды, отметили, что сейчас «идут интенсивные переговоры с Управлением Рижского свободного порта».
Министр сообщения Анрийс Матисс пояснил, между обеими сторонами переговоры идут и у его лично нет причин вмешиваться в эти процессы.
Он призывает Управление свободного порта и эту компанию активно продолжать переговоры и заключить договор. Если стороны не договорятся, то будет прекращено европейское финансирование и проект остановится. «Со строителями договор уже заключен, и строители работают на острове Криеву. Можете сами убедиться, что большая часть уже построена — и причалы, и береговая инфраструктура. Когда эта работа будет закончена, кто-то должен будет заплатить за это», — говорит Матисс.
Как уже сообщалось, для того чтобы во время закончить масштабный проект на острове Криеву, Рижский порт должен договориться со стивидорными компаниями RCT и Strek, которые до 2016 года должны будут перенести обслуживание грузов из центра Риги на остров Криеву. Управление порта уже подписало договор со Strek , а со второй компанией еще нет.
Решение о переносе порта из центра города на остров Криеву депутаты Рижской думы приняли летом 2009 года. 2 апреля 2012 года Еврокомиссия утвердила латвийский проект, претендующий на средства из европейского Фонда сплочения. Проект предусматривает развитие инфраструктуры на острове Криеву с целью переноса туда из центра Риги портовой деятельности. Расходы на проект составляют 104 млн латов (148 млн евро), из них 54 млн латов (77 млн евро) — финансирование из Фонда сплочения.
Сейчас министр сообщения Анрийс Матисс, скорее всего, выполняет функцию адвоката одного из потенциальных арендаторов острова Криеву — Rīgas centrālais termināls — и пытается остановить этот проект, так как арендатору невыгодна дальнейшая реализация проекта острова Криеву, в сентябре этого года отметил управляющий Рижского свободного порта Леонид Логинов.
Он утверждал, что деньгам из средств ЕС ничего не грозит и грузы из Рижского порта не уйдут, если государственные представители не будут мешать своими философскими очерками насчет рисков не освоить деньги.
Логинов считает, что у позиции Матисса нет никакой связи с партией «Единство», которую он представляет. «Это личная инициатива господина Матисса. Там нет ни коалиции, ни политики, ни выборов», — поясняет управляющий. Тогда, когда предприниматель — Professional RCT — получил статью-график, показывающую что если не будет заключен договор о переезде на остров Криеву, то может быть прекращен заход судов в порт в 2017 году, тогда и «включил ресурсы, чтобы исключить такую возможность».
На вопрос о том, улучшилась бы ситуация, если бы был другой министр сообщения, Логинов ответил утвердительно. «Важно, чтобы министр сообщения не выступал в роли адвоката предпринимателей, а сел вместе с предпринимателями за один стол вместе с городом. Тогда договорились бы о процессах, как можно сделать так, чтобы часть грузов осталась в центре города, чтобы предназначенные для терминала деньги были освоены и не пришлось платить неустойку», — пояснило должностное лицо.
Управляющий сделал вывод, что поднят слишком большой ажиотаж, а активное торможение всего проекта связано с тем, что на протяжении нескольких лет после наступления экономического кризиса одно из предприятий не желает перебираться. «Я понимаю предпринимателей, они правы, но никто не желает их слушать, так как методы совсем агрессивные — носятся, лгут, рассказывают глупости. Они думают, что этим стилем убедят правительство и самоуправления изменить мнение. Латвийское правительство могло бы проводить переговоры с Брюсселем насчет оставления части грузов в центре, а самоуправление — с «зелеными», и это должен инициировать сам предприниматель», — считает Логинов.
На вопрос, как министр сообщения реагирует на эти предложения, Логинов ответил следующее: «Что он вообще говорит? Если говорит, то то, что кто-то другой рассказывает. Как я уже говорил, предприниматели включили все ресурсы, чтобы этот проект нельзя было сдать. Поэтому нужно отстранить Логинова и прекратить финансирование. Что и делается. Финансирование срывается, меня отстранить не удалось. Что будет в будущем, не знаю».
BNN уже сообщал, что некоторое время назад зашаталось кресло управляющего Рижским свободным портом Логинова: стивидорная компания Riga Coal Terminal — потенциальный арендатор острова Криеву — написала правительству письмо, в котором указала, что из-за неудачной реализации проекта острова Криеву Рижский свободный порт может потерять половину грузов и средства из фондов Евросоюза на сумму почти 100 миллионов евро.
В адресованном правительству письме, которое подписал председатель правления компании Райвис Вецкаганс, говорится, что строительство инфраструктуры на острове доказало, что проект реализуется непрофессионально и безответственно, с риском потерять средства из еврофондов и грузы в Рижском порту.
Стоить отметить, что Вецкаганс знаком с обвиняемым в тяжких преступлениях мэром Вентспилса Айварсом Лембергсом. Так, например, ранее он занимал должности в связанных с Лембергсом компаниях: на производстве Bio-Venta, которое опосредованно принадлежит детям Лембергса, и в АО «Латвийское пароходство», когда его еще контролировал олигарх. Поэтому возникает логичный вопрос: что Логинов «сделал» Лембергсу, если последний, используя человека из своего круга, пытался добиться его отстранения от должности в Рижском свободном порту.
В должности управляющего порта Логинов работает с 1998 года. Попытки отстранить его от должности управляющего предпринимались неоднократно, но были безуспешными.
Ref: 102.112.112.1878