Несмотря на то, что численность эмигрантов сокращается, их число по-прежнему огромно. Возможно, уже в следующем году численность населения Латвии может составить меньше двух миллионов человек, предупреждают экономисты и демографы.
«Эти перемены не такие большие и драматичные, чтобы мы могли сказать: да, теперь мы достигли поворотного пункта, у нас больше нет эмиграции, и начинается новая эра. К сожалению, нет», – прокомментировал ситуацию демограф и профессор эконометрии Михаил Хазан.
«Даже если мы примем этот показатель – 25 000 выехавших, – это очень много. Это больше одного процента населения. По-моему, ближе к истине показатель в 30 000, а это небольшой городок, который мы теряем за год», – сказал Хазан в интервью программе Latvijas Televīzija Panorāma.
Старший экономист Swedbank Лия Страшун указала порталу BNN, что, несмотря на положительные тенденции, число жителей Латвии продолжает сокращаться. Возможно, уже в следующем году нас будет меньше двух миллионов. Чтобы мотивировать жителей не уезжать и способствовать возвращению уже уехавших жителей на родину, необходимо больше хорошо оплачиваемых рабочих мест. Это требует значительного роста производительности, поскольку только таким образом можно добиться «экономического рывка».
«Несмотря на то, что в последнее время много говорится и кое-что делается (например, в новой индустриальной политике, в сокращении нагрузки на рабочую силу, план реэмиграции и т.д.), многое предстоит сделать в экономической, социальной, региональной и образовательной политике. К тому же необходимо стимулировать рождаемость – чем дольше все это откладывается, тем сложнее будет это сделать. Одна из возможных мер – дифференцировать льготы на иждивенцев. То есть за первого ребенка льгота может составить 80-100 латов, а за второго она должна быть гораздо больше (например, в два раза), за трех и больше детей – еще больше. Это было бы лучшей мотивацией рожать больше одного ребенка, чем дополнительные десять латов за каждого ребенка, которые обсуждаются сейчас», – считает экономист.
Эксперт DNB banka Петерис Страутиньш тоже подчеркнул, что «будущее Латвии в настоящее время окрашено одновременно и в приятные, и в драматические цвета. Несомненно, в будущем благосостояние вырастет и достигнет более высокого уровня, чем когда-либо. Но сокращение численности населения и неблагоприятная возрастная структура вызовут необходимость приспосабливаться, в том числе продлевать трудовую жизнь до более старшего возраста».
«Термин «житель Латвии» становится все более туманным и загадочным. Все больше людей ненадолго, но часто уезжают жить за границу. Возможно, контекст ожесточенных споров в рядах экспертов об истинных объемах миграции уже изменился на такой, который мы до конца еще не понимаем. Также кажется, что мы довольно плохо понимаем и более глубокие причины миграции. Ясно, что экономические факторы важны, но нетто эмиграция из Риги выше среднего показателя по стране, несмотря на высокий уровень жизни. Очевидно, роль играет и национальность, поскольку у части населения по историческим причинам эмоциональная связь со страной слабее. Это может объяснить, почему в Курземе нетто эмиграция пропорционально к численности населения выше, чем в Видземе, где уровень доходов ниже», – указал банковский эксперт.
BNN уже сообщал, что, согласно данным Центрального статистического управления, в прошлом году Латвию покинули 13 300 человек. Из-за неблагоприятной демографической ситуации в этом году в Латвии проживает на 21 000 людей меньше, чем в прошлом году.
102.108.108.4971