Без стратегического партнера на содержание авиакомпании airBaltic с 2013 по 2016 гг. из госбюджета может потребоваться еще по меньшей мере 96 млн латов, свидетельствует часть документов плана airBaltic ReShape, попавшая в распоряжение портала Pietiek. К тому же существует большой риск, что в 2016 году airBaltic опять может вернуться к убыткам.
До сих пор в публичной среде о плане airBaltic ReShape говорилось лишь то, что он предусматривает реструктуризацию расходов авиакомпании и возврат к прибыли уже в 2014 году. В плане ReShape действительно предусмотрено, что в результате реструктуризации расходов текущий год авиакомпания может завершить с убытками в размере 38 млн латов, 2013-й год – с убытками в 16 млн латов, в 2014-м может появиться прибыль в размере 10 млн латов, в 2015-м – 9 млн латов, в 2016-м – 16 млн латов, а в 2017-м году прибыль компании должна составить 4 млн латов.
Однако нигде публично не сообщались о содержащемся в плане замечании о том, что «airBaltic рискует вернуться к убыткам после 2016 года», поскольку прогнозы о потенциальной прибыли зависят от различных внешних факторов.
Также должностные лица ранее не упоминали, что в плане ReShape четко указано: вдобавок к уже вложенным средствам государства в airBaltic, которые, согласно отчету авиакомпании за 2011-й год, составили по меньшей мере 67 млн латов (кредит Госкассы), в ближайшие три года airBaltic потребуется еще по крайней мере 96 млн латов, связанные с обновлением флота.
Фактически из документов плана ReShape следует, что в том случае, если airBaltic не удастся привлечь стратегического инвестора, государство, сохранив контроль над авиакомпанией, рискует и дополнительным вложением почти 100 млн латов, а также фактом, что к реальной прибыли авиакомпания может так и не вернуться.
Неофициально порталу известно, что до сих пор никаких достижений в привлечении инвестора у консультанта Prudentia нет, что вызывает стресс в рядах партии премьера Валдиса Домбровскиса Единство, которая понимает, что история с airBaltic может обернуться политической неудачей для правительства Домбровскиса.
Государство стало владельцем 99,8% акций airBaltic в конце прошлого года, когда после краха опосредованно принадлежащего российскому миллионеру Владимиру Антонову АО Latvijas Krājbanka государство переняло и 47,2% долей капитала airBaltic, принадлежащих фирме Baltijas Aviācijas Sistēmas (BAS), связанной с противоречивой фигурой бывшего шефа airBaltic Бертольда Флика.
Истинные получатели выгоды в BAS были связаны как с Антоновым, так и с так называемым старым олигархом, экс-премьером Андрисом Шкеле. Флик, возможно, был всего лишь ширмой. В связи с перенятием долей airBaltic BAS начал судебный процесс против государства, а фирмы, косвенно связанные с интересами владельца BAS, обратились в суд с иском, требуя банкротства airBaltic.
В прошлом году убытки авиакомпании составили 83,6 млн латов.
Ref: 102.108.108.2507