Компания Baltic taxi использует модель бизнеса микропредприятий, которая позволяет уклониться от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и лишает таксистов социальных гарантий. В свою очередь владельцы Panda taxi и вовсе не хотят обсуждать тему уплаты налогов.
Компания Baltic Taxi в свое время создавалась в качестве партнера авиакомпании airBaltic, которой в то время с ведома бывшего министра сообщения Айнара Шлесерса руководил печально известный Бертольд Флик. У обеих компаний — у airBaltic и Baltic Taxi — похожий логотип, используются похожие цвета. Все было хорошо продумано. На первый план в то время в качестве хозяина Baltic Taxi был выдвинут Янис Наглис, сообщает программа телеканала Latvijas Televīzija «Запрещенный прием» (Aizliegtais paņēmiens).
Уже в 2010 году главным акционером компании стал сам Бертольд Флик, а в 2012 году, когда он уехал из Латвии, владельцем компании стал товарищ Шлесерса по предвыборной гонке — бывший премьер-министр Андрис Шкеле. Точнее сказать, владельцем таксомоторной компании стала фирма Liepājas autobusu parks, акционером которой является компания Inpo17, которая в свою очередь опосредованно принадлежит жене Андриса Шкеле Кристиане, дочерям Анете и Мадаре, а также Эдгару Шкендерсу.
Бизнес шел гладко, уже в 2013 году предприятие Baltic Taxi работало с оборотом почти 5 млн евро и небольшой прибылью. Но затем у компании появилась перспектива изменить модель бизнеса, появился введенный в государстве налоговый режим для микропредприятий.
Тогда начались фундаментальные перемены. Baltic Taxi была разделена на бесчисленные мелкие фирмы, номинальными владельцами которых стали сами таксисты. По этим фирмам были «разбросаны» и машины. Объединяющим звеном был центр приема вызовов. Таким образом можно было оптимизировать выплату налогов, что противоречило главной идее микропредприятий — содействию развитию малого бизнеса.
Через некоторое время Служба госдоходов сообщила компании, что так делать нельзя и насчитала огромный налоговый долг — более 400 тыс. евро. Именно столько компания сэкономила в результате смены бизнес-модели. Однако тогда предприятие переименовалось в фирму Baltijas taksometrs и выбрало путь неплатежеспособности, избавившьс от налоговой задолженности.
Однако на этом бизнес не остановился. В мае 2015 года компания Environment Solution на аукционе приобрела торговую марку Baltic Taxi — самое ценное, что было у компании — и основала совершенно новое предприятие с тем же названием.
Позднее выяснилось, что за Environment Solution стоял некто Сергей Сенькан, чье имя связано с Андрисом Шкеле. В 10-м Сейме, когда Шкеле был депутатом, Сенькан был его официальным помощником. Получается, что бренд вернулся к своему хозяину. Примечательно, что сейчас компанию представляет опять Янис Наглис.
В настоящее время в основе бизнес-архитектуры Baltic Taxi лежит крупная сеть микропредприятий. И хотя Служба госдоходов по прежнему возражает против этого, решить ситуацию нельзя. Наглис называет это системой франшизы.
В прошлом году компания Taxi Now заплатила в виде налогов 109 тыс. евро. То есть более 100 тысяч, в связи с чем получила определенное признание. Если взглянуть на владельцев компании, становится заметной связь с Андрисом Шкеле. Владельцем Taxi now является Янис Берзиньш, который одновременно является и председателем совета MCH Investīcijas. В правлении этой компании состоят экс-политик Айнарс Шлесерс и Эдгарс Шкендерс, имеющий совместный бизнес с семьей Шкеле в компании Liepājas autobusu parks.
Бухгалтерией крупной сети микропредпиятий Baltic Taxi заведует специалист высшего уровня и не трудно догадаться, в чьих интересах он работает. Примечательно, что эксперт Илзе Палмбаха публично жаловалась на высокий уровень теневой экономики, которая мешает Латвии развиваться. Она же выступала против схем по оптимизации налогов.
Все компании за год заплатили в виде налогов очень похожие суммы — около 4 тыс. евро. И это не случайность. 4 тыс. евро составляют 9% от оборота, которые микропредприятия должны заплатить государству в виде налогов. В данном случае получается, что оборот каждого микропредприятия составил неполных 50 тыс. евро. Оборот в 50 тыс. евро — высшая планка, до которой компания может не регистрироваться как плательщик НДС, и, соответственно, не должна платить государству 21%. Если бы все эти фирмы объединились, их общий оборот непременно превысил бы 50 тыс. евро в год, а значит, НДС пришлось бы платить и он был бы немаленьким.
Подсчеты программы LTV показали, что оборот каждого микропредприятия, скорее всего, «нарисован» и не является объективным. Один из таксистов, у которого взяли интервью, рассказал, что каждый шофер Baltic Taxi за использование машины в течение суток должен принести в офис 110 евро, которые включают и деньги за топливо. Эти деньги достаются фирме, а зарплата водителя складывается из того, что удалось заработать сверх 110 евро. Хороший таксист за месяц может заработать 700 евро. При этом следует учесть, что на одну машину приходится три шофера.
Получается, что в месяц с одной машины компания получает 3 300 евро. На этой машине три таксиста ежемесячно зарабатывают по 700 евро, то есть 2 100 евро на троих. В целом доход с одной машины в месяц составляет 5 400 евро, а за год — 64 800 евро, что уже превышает установленный государством потолок, при котором можно не платить НДС (50 тыс. евро). При этом у работающих на микропредприятии водителей практически не накапливаются никакие социальные взносы. Их по собственному желанию платит сам таксист.
Не менее популярна и компания Panda Taxi с машинами ярко желтого цвета и символом панды на борту. Принцип их работы схож с Baltic Taxi — это множество компаний под единым брендом. Разница лишь в том, что таксисты могут использовать и собственные машины, если те подходят под определенные стандарты.
Ref: 102.108.108.12592