Налоговая реформа предусматривает перенос налоговой нагрузки на предприятия и освобождение от платежей владельцев этих предприятий. При отдельных условиях предприятия после реформы тоже будут платить меньше налогов, чем сейчас, сообщает телепередача de facto.
В телепередаче подчеркивается, что этим летом политики согласились скопировать эстонский налоговый режим для предприятий. В Эстонии с 2000 года налог взимается не тогда, когда у предприятия появляется прибыль, а когда она выплачивается владельцу. Это означает, что оставшиеся деньги предприятия налогом не облагаются.
«Это очень выгодный для компаний способ получить финансирование», — говорит профессор Таллинского технологического университета Карстен Стаэр. Он поясняет, что фактически государство делит с предпринимателями риски, так как уплата налога откладывается. Если, например, банк выдает кредит, то его интересует, как будут использованы деньги. «А тут, по сути, правительство одалживает деньги компаниям без какого-либо влияния. Поэтому неудивительно, что компаниям нравится такая налоговая система», — добавляет экономист.
de facto подсчитала, что предприятие, которое зарабатывает 100 000 евро и планирует выплатить владельцу дивиденды в размере 50 000, сейчас бы заплатило в виде налогов 20 000 евро, и у владельца на руках осталось бы 45 000.
Но после реформы при таких же условиях в виде налогов надо будет заплатить 12 500 евро. У самого владельца на руках осталось бы 50 000 евро.
В новой модели надо будет платить только подоходный налог с предприятий (ПНП) в размере 20% с выплачиваемой части. Сейчас предпринимателям кроме 15%-налога на прибыль надо платить и подоходный налог с населения в размере 10%. В дальнейшем его не будет.
Но в действительности подсчет налога на прибыль не такой простой. В Латвии предусмотрены налоговые льготы на инвестиции. В таких случаях нынешняя модель выгоднее, рассказывают в телепередаче.
«Эффективная ставка ПНП в Латвии составляет 6-7%, так как очень много льгот. При суммировании этих льгот получается, что у каждого предприятия своя ставка. Некоторые вообще не платят ПНП и делят дивиденды, а другие платят полную 15%-ставку», — поясняет директор департамента прямых налогов Министерства финансов Астра Каляне.
Она считает, что одни выиграют от реформы, а другие проиграют. Первых будет больше.
Руководитель латвийского бюро налоговых консультантов PwC Злата Элксниня-Защиринска: «Государственные предприятия, крупные международные предприятия, которые вкладывали в инфраструктуру — покупали основные средства, строили дома и т. д. — для них налоговая нагрузка однозначно увеличится. Тем, кто раньше не платил налоги, придется привыкать к новой реальности».
Например, закон обязывает госпредприятия выплачивать дивиденды, поэтому у них выбора не остается.
А как будут поступать частные компании? Версии разные, но чаще всего прогнозируется, что в первые годы после реформы, как и в Эстонии, и так относительно низкие доходы от подоходного налога с предприятия упадут еще больше.
В Министерстве финансов говорят, что со временем налогоплательщиков станет больше, так как новая модель предусматривает сбор налога за выплаты, которые не связаны с хозяйственной деятельностью. «Если предприятие, чья основная деятельность — не оказание услуги в сфере туризма, купит яхту, то за нее надо будет заплатить ПНП» — поясняет Каляне.
Для Эстонии характерно, что предприятия не всегда вкладывают заработанное обратно в производство, а просто держат деньги на банковских счетах, отмечается в телепередаче. В худшем случае предприниматели могут одалживать деньги материнским предприятиям, уклоняясь от выплаты дивидендов. Принятые в Латвии изменения предусматривают предотвращение необоснованно дешевых займов для связанных лиц.
Однако отдельные налоговые консультанты допускают, что найдутся предпринимателям, которые, используя преимущества новой системы, заработают деньги, за один день опустошат счета и исчезнут, не заплатив налоги.
Ref:224.112.112.7295