Самая большая проблема латвийской системы образования кроется в десятикратном различии финансирования образования, выделяемого на обучение одного школьника в разных самоуправлениях Латвии, считает кандидат от Партии реформ Затлерса (ПРЗ) на должность министра образования и науки, социальный антрополог, ассоциированный профессор Рижской школы экономики Робертс Килис.
По его словам, в системе образования имеются проблемы различных уровней. Однако одна из главных проблем является то, что в зависимости от уровня благосостояния самоуправления, различается и финансирование, которое вкладывается в развитие образования школьников. Сейчас, из госбюджета по принципу «деньги следуют за учеником» оплачивается только труд педагогов, а расходы на содержание учебных заведений покрывают самоуправления.
«Если разделить финансирование самоуправлений на содержание учебных заведений на количество школьников, то выяснится, что расходы в разных самоуправлениях будут различается в десятки раз. Это означает, что фактически разные самоуправления в обучение одного ребенка могут вкладывать от 50 до 2000 латов. Такая ситуация недопустима и не должна поддерживаться, однако это не означает, что только из-за обучения следует распределить средства богатых самоуправлений в пользу бедных. В Латвии есть различные подходы к образованию», — сказал претендент на пост министра образования.
Килис уверен, что система образования не должна различаться по имущественному признаку, она должна быть компенсирующей и должна учитывать различный уровень доходов в семьях. Это означает, что система образования может не только различаться в зависимости от уровня благосостояния самоуправления, но и должна помогать семьям с более низкими доходами. Подход к качеству образования должен быть одинаковым во всей стране, а в Латвии этого нет по причине различий в финансировании.
Килис уверен: «У нас мало людей и их становится все меньше, поэтому недопустимо, чтобы в самом начале, когда формируется человеческий капитал, подход к образованию отличался».
Чтобы изменить порядок финансирования, Килис предлагает ввести систему ваучеров, или гарантий государства и самоуправлений, которые предусматривают выровненное финансирование. Если государство и самоуправления объединят финансирование и разделят на общее количество школьников, средние расходы на одного школьника может составить от 1 500 до 1 600 латов в год, сказал Килис.
«Если в школе учатся 100 школьников, годовой бюджет такой школы составит 150 000 латов и школа будет считаться с этой суммой. Конечно, школы могут подавать заявки на участие в различных конкурсах инноваций или в других мероприятиях. Разумеется, нужно дискутировать о том, как успешнее сделать это, потому сейчас уровень школ очень отличается – есть хорошо обеспеченные школы и есть отстающие. Поэтому нужно будет искать решения, как уравновесить разные уровни развития», – добавил Килис.
Ref: 103.108.104.051