Латвия — как Гибралтар, только там Африка, а здесь, за речкой, Россия. Там колумбийский кокаин, а здесь — солярка и сигареты «Ленинград». Ассортимент ввозимой к нам контрабанды почти необъятен: более трети автомобильного топлива, сигарет и алкоголя на местном рынке имеют незаконное происхождение. Суммарный оборот таких товаров в Латвии в 2010 году превысил 1 млрд. евро. Этот год не хуже и не лучше.
Головная боль экономики Латвии
На встрече производителей акцизных товаров и руководства правоохранительных органов, которую организовала Латвийская конфедерацией работодателей, слово «контрабанда» звучала как мантра в храме бога Шивы. К сожалению, за последний год ничего не изменилось: 2011 год — зеркальное отражение прошлого. Оборот рынка контрабандного топлива в Латвии (40% рыночных продаж) составляет 500 млн. латов в год. Нелегальная торговля сигаретами и алкоголем соответственно в пределах 38% и более 30% — еще минус 167 млн. латов от общего рыночного оборота.
Черный рынок этот включает также продажи на сумму около 90 млн. латов в год товаров, произведённых в странах Юго-Восточной Азии и России: это поддельная туалетная вода брендов Dior, Adidas, Chanel, фальсифицированная одежда и обувь западных производителей, часы, компакт-диски, рабочие инструменты, средства бытовой химии и стройматериалы. В итоге, по самым скромным расчетам, годовые продажи нелегальных товаров в Латвии составляют более 1 млрд. евро. Для страны с годовым оборотом в размере немногим больше 15 млрд. евро и бременем долгов перед международными кредиторами многовато будет.
Причины, по которым бизнес контрабандистов столь успешен, названы комплексными. Во-первых, у Латвии очень протяженная государственная граница с сопредельными Россией и Белоруссией. Далее — высокая безработица и один из самых низких в ЕС уровень доходов населения, что стимулирует потребление сравнительно дешевых нелегальных товаров. И наконец, особенности менталитета: многие резиденты республики не видят ничего плохого в потреблении незаконно ввезенных в страну товаров, за которые не перечислено в бюджет государства ни сантима ввозных пошлин и налогов.
Спрос стимулирует
«Чёрный рынок исчезнет тогда, когда не будет потребителей контрабандных товаров», — сказал корреспонденту BNN директор криминального управления таможенной службы Государственной службы доходов Эдийс Цейле. По его мнению, несмотря на кризисное сокращение госфинансирования таможенных полицейских, война с контрабандистами успешна на всех фронтах. Так, по данным таможни, в Латвии задерживается 15% от всего объема нелегально провозимых товаров (не считая наркотиков и угнанных в ЕС автомашин — это отдельные темы). На государственной границе, которая на востоке усиленно патрулируется, этот показатель вырастает, минимум, до 24%.
«Латвия — транзитнная страна, и значительная часть трафика контрабанды акцизных товаров следует через нашу страну далее в ЕС. Рост цен на контрабандные товары на внутреннем латвийском рынке — косвенное доказательство возросшей эффективности нашей работы и деятельности полиции и пограничников: так, за этот год пачка сигарет с акцизными марками РФ и Белоруссии подорожала на чёрном рынке с 0,7 лата до 1,10 лата. Пачка Winston у «пиратов» стоит уже 1,20 лата (в ритейле — на треть дороже). Тут двойная тенденция: торговцы контрафактом повышают цены вслед за удорожанием легальных топлива, алкоголя и сигарет, но и их риски при прохождении таможенного контроля в Латвии возрастают», — указывает г-н Цейле.
За три квартала текущего года латвийские таможенники и пограничники арестовали 60,8 млн. сигарет. Это 23% всех задержаний в странах Балтии и Северных странах: так, в Финляндии за девять месяцев конфисковано всего 3 млн. сигарет, а в Эстонии и того меньше. Обе страны, как и Латвия, граничат с Россией, где сигареты более чем вдвое дешевле. Почему у финнов и эстонцев мало задержаний, возможно, их таможенные службы неэффективны? Нет. К сожалению, основной вектор контрабанды табачной продукции для местного рынка и для рынков стран ЕС проходит через Латвию. Что, в свою очередь, косвенный признак неладных дел внутри таможни.
Таможня одобряет
«После начала кризиса в Латвии из-за невозможности конкурировать с черным рынком розничных продаж мы были вынуждены закрыть табачный завод в Риге. Теперь сигареты Kent, Vogue, Pall Mall и Wall Street для балтйиского рынка делаются в Германии, — призналась BNN представитель British American Tobacco Latvia Марита Янсоне. — Никакие плюсы для нашего бизнеса в Латвии не заметны: контрабанда — минимум треть, а по нашим подсчетам, 38% из 1,7 млрд. сигарет, выкуриваемых за год местными жителями. С 2008 года местный сигаретный рынок упал вполовину. А государство каждый год теряет 80 млн. латов акцизных поступлений».
Госпожа Янсоне посетовала на местное законодательство: и в случаях, когда в республику из третьих стран человек ввозит более 2 пачек сигарет (через аэропорт благодаря Tax Free — до блока), и когда контрабандные Jin Ling, Kiss Marlboro и «Ленинград» задерживаются коробками, административные штрафы одинаковы. Мариту также шокировала практика продаж с госаукционов конфискованного в рамках уголовных дел оборудования нелегальных табачных мастерских — машин для набивки табаком сигарет, например. Реализованное на аукционнах, это оборудование вновь может вооружать криминальный бизнес.
«В этом году по фактам контрабанды топлива, табачной и алкогольной продукции было задержано 450 автомашин. И более 90 из них продано с торгов — разницы между табачными станками и машинами нет», — комментирует начальник отдела организации таможенного контроля Андрей Машков. Впрочем, он тут же заверил, что в 2012 году госполиция и таможня единым рывком усилят протовостояние контрабанде, а в законе об административных наказаниях будет четче обозначена градация.
Также в 2012 году для пассажиров наземного транспорта в Латвии может вступить в силу правило, запрещающее ввоз из третьих стран более 40 сигарет. Всего один раз за одну неделю! Пока каждый день можно ввозить по две пачки сигарет, чем, по мнению стражей законности, пользуются контрабандисты мелкого опта. Наконец, ситуация с алкоголем: в течение этого года составлено 3,2 тыс. административных протоколов о незаконной торговле алкоголем сомнительного происхождения.
Акциз убивает
Валтерс Каже, бренд-директор лидирующего с долей 28% легального оборота алкогольных напитков АО Latvijas Balzams, указал, что если черный рынок сигарет сформировался с началом кризиса, то 50% розничных торговцев алкоголем продают фальсификат 10 и более лет. Для 40% из них это постоянный источник дохода.
«Мы опросили более 1 500 респондентов, употребляющих алкоголь, в том числе сильнопьющих. И впервые в Латвии сделали опрос 50 тороговцев точек нелегальной продажи «шняги». Оказывается, подделывают все, даже «Рижский черный бальзам», добавляя красители и настойки трав. В среднем же, одна точка продает примерно 3 литра разведенного спирта в сутки. За такое, если возможно поймать за руку, штрафуют минимально и — увы! — не сажают», — говорит господин Каже.
Согласно известному принципу кривой Лафферта, чем выше налоги после определенного предела, тем пропорционально ниже фискальные доходы. Исследование Latvijas Balzams вычленило еще один любопытный момент: рост смертности от алкоголизма дублирует динамику увелечниния акцизного налога на спиртосодержание напитки. В этом году от алкоголя в Латвии умерло или еще умрет 14,6 человек на 100 тыс. населения — почти триста отнюдь не спартанцев… И далее: каждый новый процент акцизного роста умертвит еще примерно 80 жителей в год.
Формула Лаферта применима и к почти наполовину нелегальному рынку топлива. Жители сел и городов на восточной латвийской границе, за которой заканчивается территория и юрисдикция ЕС, устанавливают в свои машины 200-литровые топливные баки. Лидер автодорог там — WV Passat c мегавместимым баком. На заправочных станциях России и Белоруссии покупается топливо, которое сразу за пограничным шлагбаумом дорожает вдвое. Конрабанда — это — ничего не поделать! — способ выживания семей в латвийской Латгалии, одном из беднейших европейских регионов.
«Отправлять в тюрьму за три литра водки в день всех задержанных невозможно. Литр контрабандного спирта в Латвии стоит 1,50 лата. Разбавил водой и продал за 4-5 латов — вот и бизнес. Успешный потому, что акцизные поборы на один литр спирта составляют 9 латов. Чего желать в этих условиях? Работаем…», — бросил философскую реплику представитель экономической полиции Гатис Гудерманис.
Ref: 009.000.104.290