bnn.lv Latviski   bnn-news.com English   bnn-news.ru По-русски
Пятница 25.05.2018 | Именины: Junora, Anšlavs
LatviaЛатвия

Марис Бремзе: в Европе «велосипед» уже изобретен, нам надо лишь «перенять» его

FaceBook
Twitter
Draugiem
print
(Пока оценок нет)

Baltic news,News from Latvia,BNN.LV,BNN-NEWS.COM,BNN-NEWS.RU

Марис Бремзе

На вентспилсском железнодорожном узле 13 апреля произошло в некотором смысле историческое событие: частный грузоперевозчик Baltijas Ekspresis доставил вагоны не только до 1-й вентспилсской станции, как раньше, но и до места выгрузки на частной инфраструктуре терминала. Почему это событие так важно и каково будущее железнодорожных перевозок, порталу  ventspilnieks.lv рассказал председатель правления АО Baltijas Ekspresis Марис Бремзе.

Маневровые локомотивы Baltijas Ekspresis уже 20 лет тянут составы поездов в сторону терминала и обратно на станцию. Что изменилось?

Нынешняя бизнес-модель была создана так, что Baltijas Ekspresis со своим локомотивом и своим машинистом эту работу выполняло под флагом Latvijas dzelzceļš (LDz). Мы просто оказывали тяговые услуги LDz, а после реорганизации LDz в 2007 году — дочернему предприятию LDz Cargo, то есть другому перевозчику. Однако законы, регламентирующие деятельность рынка ж/д перевозок, за эти годы изменились, в Евросоюзе (ЕС) рынок грузоперевозок открыт для свободной конкуренции еще с 2007 года. По сути, эти конкурентные возможности Латвии как члену ЕС надо было обеспечить еще десять лет назад. 34-я директива ЕС от 2012 года еще больше закрепила принципы свободного доступа и свободной конкуренции в том числе в сфере грузоперевозок в пределах ЕС.

Вы сказали, что возможности свободной конкуренции и свободного доступа определяют законы и политика ЕС, которые регламентируют железнодорожный транспорт.

В Евросоюзе изменения, регламентирующие железнодорожные перевозки, начались гораздо раньше, еще в конце 80-х годов прошлого века. В западноевропейских странах, как и в унаследованной нами от Советского союза железнодорожной системе, в то время царила железнодорожная монополия. Все рельсы, локомотивы, светофоры, вагоны, рабочие — все было в одних руках, сосредоточено в огромных государственных компаниях. С развитием рыночных отношений, в том числе и на рынке перевозок, быстро развивались и автотранспортные услуги. И эти принадлежавшие государству «динозавры», естественные железнодорожные монополисты больше не могли предлагать клиентам конкурентоспособные услуги, расходы на содержание железной дороги росли, а объемы перевозок снижались.

Это было одной из главных причин необходимости железнодорожной реформы. По сути, железные дороги стран ЕС в то время не могли предлагать на рынке перевозок ни конкурентоспособные услуги, ни какие-то креативные решения. Автотранспортные, авиационные компании, компании речного транспорта могли предлагать качественные услуги, удовлетворять рыночный спрос и элементарно обыгрывали государственных железнодорожных монополистов. Это, в свою очередь, создавало огромные проблемы, связанные с экологией и внешними издержками, на дорогах царили огромные заторы, при этом рельсы стояли неиспользованные.

Все эти огромные, неэффективные хозяйственные издержки на инфраструктуру ложились на плечи налогоплательщиков, и было ясно, что так продолжаться не может. Железную дорогу, которая фактически была параллельной сетью автотранспортной сети, нужно было нагружать и использовать. Поэтому во многих странах ЕС фактически уже с конца 80-х было принято решение об отделении железнодорожной инфраструктуры от коммерческой деятельности. Если точнее, то инфраструктура осталась у государства как естественная монополия, а коммерческая деятельность, перевозки были либерализованы и открыты для конкуренции.

На рынок ж/д перевозок мог прийти любой амбициозный игрок, способный оказывать услуги на этом рынке. С политической точки зрения, было убито сразу два зайца: с одной стороны, выросла нагрузка и эффективность использования государственной инфраструктуры, а с другой — уменьшилась часть издержек на содержание ж/д инфраструктуры, которая покрывалась из средств налогоплательщиков.

В Латвии этот вопрос в то время не был таким актуальным. Единственно было ясно, что после вступления в этот «клуб джентельменов» — Евросоюз появятся новые правила игры, которые должны соблюдать все. Законодательство, регламентирующее ж/д транспорт пришлось изменить так, чтобы мы все могли применять соответствующие директивы и регламенты ЕС. Но при этом модель железнодорожного бизнеса не менялась и опиралась на грузопотоки с территории бывшего Советского союза в латвийские порты. Эта ситуация годами эксплуатировалась, не было создано ничего нового. В итоге сейчас, когда эта модель бизнеса не работает, огромного грузопотока больше нет, мы находимся в такой же ситуации, в какой были многие европейские страны в конце 80-х.

Получается, что мы отстали от старых европейских стран лет на 30.

Именно так. Сейчас нам надо понять, что делать. У нас дорогая сеть ж/д инфраструктуры, в ж/д системе работает огромное количество трудоспособных людей страны. И на данный момент Латвии надо решать ту же самую проблему, какую приходилось решать европейским политикам 30 лет назад. Ситуация аналогичная: перевозок нет, инфраструктура есть, также есть большое число занятых в отрасли. Теперь надо думать, как это все сбалансировать. Европейским решением были конкуренция, свободный рынок, свободный доступ к инфраструктуре, одинаковые для всех правила игры, все работают, и частному перевозчику есть место на этом рынке перевозок, где они создают какую-то креативную бизнес-модель, которая все-таки конкурентоспособная, создает добавленную стоимость.

<…>

Не надо изобретать велосипед, надо использовать тот рецепт, который в свое время успешно применялся для «лечения» железных дорог европейских стран. Только таким образом можно попытаться спасти эту отрасль. В противном случае нет повода для оптимизма, отрасль продолжит сталкиваться с нескончаемыми проблемами, для решения которых надо будет тратить все больше денег налогоплательщиков. Потому что больше не будет тех грузопотоков с востока в таком количестве, чтобы прокормить всю ж/д и транзитную отрасль. Ситуация изменилась, и старая модель бизнеса уже не работает.


Добавить комментарий

Рейрс: безработица - больше не главная проблема Латвии

Главная проблема Латвии в сфере занятости — больше не безработица, а нехватка квалифицированной рабочей силы, сказал на открытии конференции «Занятость в Латвии вчера, сегодня и завтра» министр благосостояния Янис Рейрс.

Вике-Фрейберга получит награду на саммите женщин-политиков в Литве

Женщины-политики, занимавшие высокие политические посты, в начале июня соберутся в Литве, где будет проходить встреча женщин-политических лидеров. На форуме, среди прочего, состоится награждение экс-президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги и экс-премьера Лаймдоты Страуюмы.

23% компаний не знают, что такое Общий регламент ЕС по защите данных

Об Общем регламенте по защите данных не проинформировано 27% европейских компаний. 23% латвийских компаний утверждают, что вообще не знают, что такое GDPR, а Литва вошла в число стран с самыми слабыми знаниями (49%).

Почти 170 тыс. контрабандных сигарет обнаружено в грузовых вагонах

При проведении мероприятий таможенного контроля на границе Латвии и Беларуси сотрудники Управления таможни Службы госдоходов предотвратили контрабанду 168 400 сигарет.

НО просит перенести проведение ЛГБТ-шествия из Верманского парка

Председатель фракции Национального объединения в Рижской думе Наурис Пунтулис обратился к исполнительному директору Рижского муниципалитета Юрису Радзевичсу с письмом, в котором просит перенести проведение ЛГБТ-шествия из Верманского парка за пределы столицы.

ЕК советует перенос налоговой нагрузки с низких зарплат на другие налоговые базы

Налоговая нагрузка получателей низких зарплат в Латвии снизилась, однако все равно остается высокой по сравнению с другими странами Евросоюза, говорит вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис.

Инцидент на базе в Адажи: суд оправдал двух россиян и Линдермана

Рижский окружной суд оправдал обоих граждан России, а также пророссийского активиста Владимира Линдермана, которые обвинялись из-за произошедшего летом 2015 года инцидента на базе Национальных вооруженных сил в Адажи.

Цены производителей в промышленности в апреле выросли на 0,6%

Уровень цен производителей в латвийской промышленности в апреле текущего года по сравнению с мартом увеличился на 0,6%, сообщает Центральное статистическое управление.

В Таллине становятся популярны круглосуточные магазины

В Таллине спрос на круглосуточные продуктовые магазины заметила финская розничная сеть Prisma, у которой скоро в эстонской столице будет три торговые точки, работающие круглосуточного без выходных.

Предлагают запретить учиться на русском языке и в частных вузах

Министерство образования и науки предлагает применять к частным вузам и колледжам уже установленные для государственных вузов ограничения, обязывающие их реализовывать учебные программы на латышском языке или на любом из официальных языков Евросоюза, что будет означать запрет на обучение на русском языке.

Растет число компаний, чьи работники сортируют отходы

Завершилась совместная кампания Latvijas Zaļais punkts, Officeday Latvia и Fazer Latvija по сбору батареек. За восемь месяцев более 100 предприятий собрали 1 104 кг использованных батареек.

Госконтроль: необходимо привести в порядок систему пенсий по выслуге лет

В Латвии пора уже привести в порядок систему пенсий по выслуге лет, сказала в интервью телепередаче Rīta Panorāma государственный контролер Элита Круминя.

Доля вкладов иностранных клиентов к концу года может сократиться до 19%

К концу текущего года доля вкладов иностранных клиентов в Латвии может сократиться до 24%, а если в Латвию не вернуться замороженные сейчас иностранные вклады ABLV Bank, то — до 19%.

Рассмотрение иска порта Вентспилса к Kālija parks отложено до ноября

Курземский районный суд в Вентспилсе отложил до 12 ноября заседание, на котором планируется рассматривать иск Управления Вентспилсского свободного порта о расторжении заключенных с АО Kālija parks договоров об аренде земли и причалов, сообщили в суде.

Материнские компании могут отвечать за антимонопольные нарушения «дочек»

Верховный суд принял решение, которое закрепляет в латвийском антимонопольном законодательстве следующее: материнские компании могут нести солидарную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства дочерними компаниями.

В первом квартале в Латвии было занято 63,5% жителей

В первом квартале этого года в Латвии было занято 898,0 тыс. или 63,5% жителей в возрасте от 15 до 74 лет, сообщает Центральное статистическое управление. В течение года уровень занятости увеличился на 1,9 процентного пункта (п. п.), а число занятых – на 15,5 тыс.

Спуре: в Латвии необходимо заменить Кодекс исполнения наказаний

В Латвии необходим новый закон, который заменит устаревший Кодекс исполнения наказаний, отметила на Latvijas Radio руководитель Управления мест заключения Илона Спуре.

Кайминьш назвал «воздерживающихся» в Сейме

«Меня избрали для того, чтобы принимать решения, а не воздерживаться. Воздерживаться — автоматически считается «против». Это, на мой взгляд, следует менять. Нужно или «за», или «против», - говорит депутат Сейма Артус Кайминьш на телепередаче Manabalss.

Менторов для беженцев обеспечит Латвийский Красный Крест

Следующие полтора года услуги социального ментора для соискателей убежища и лиц со статусом беженца или альтернативным статусом будет оказывать общество «Латвийский Красный Крест».

Каждый депутат РД сможет 10 минут задавать вопросы докладчику

Сегодня на заседании Рижской думы в третий раз были утверждены изменения в положение о муниципалитете: в дальнейшем депутаты смогут задавать вопросы докладчику заседания не более десяти минут каждый.

Новые комментарии