Риски, угрожающие успешному завершению проекта острова Криеву, минимизированы, сообщили в Министерстве финансов.
Как уже сообщалось, Государственный контроль закончил ревизию реализуемого Управлением Рижского свободного порта проекта «Развитие инфраструктуры на острове Криеву для переноса деятельности из центра города» и пришел к выводу, что не будет достигнута изначально поставленная, определенная в проектной заявке на финансирование ЕС цель – полностью освободить центр города от деятельности порта. Такая ситуация, в свою очередь, вызывает риск коррекции софинансирования ЕС вплоть до 100% от предоставленных 77,2 миллионов евро.
Представитель Министерства финансов Алексис Яроцкис отметил, что этот проект еще с самого начала выполнения считается проектом высокого риска. В то же время он добавил, что Минфин внимательно следил и продолжит следить за проектом до его полного завершения, чтобы не была применена финансовая коррекция, в результате которой проект будет финансироваться только на бюджетные средства, без еврофинансирования.
«В течение его реализации было много сложностей и проблем, в том числе задержка с закупкой строительных работ, изменения в технических решениях, а также задержки в процессе заключения договоров со стивидорами, — поясняет Яроцкис. — А из-за роста грузооборота был сделан вывод о том, что на остров Криеву можно перенести только операции с углем, который является одним из основных источников загрязнения окружающей среды, и невозможно, как планировалось в начале, перенести операции по перевалке прочих насыпных грузов, кроме угля, и генеральных грузов».
Поэтому в установленный срок в 2015 году не удалось полностью достичь главной цели проекта — построить новую портовую инфраструктуру на острове Криеву и в соответствии с утвержденным Рижской думой Планом развития Риги освободить исторический и культурный центр латвийской столицы для дальнейшего развития городской среды.
О прогрессе проекта и связанных с ним рисках и Министерство сообщения, и Министерство финансов регулярно информируют надзорный комитет, Кабинет министров и Сейм. Также о текущей ситуации, возможном решении и плане действий Управления Рижского свободного порта была проинформирована в 2015 году и Еврокомиссия, которая подчеркнула, что для того чтобы не лишиться еврофинансирования в размере 77,2 млн евро, цель проекта должна быть достигнута не позднее 31 марта 2019 года, когда ЕК будет проводить окончательную оценку выполнения цели проекта.
«Если бы были признаки нарушений, тогда ЕК не продлевала бы срок реализации проекта», — добавил Яроцкис.
Проект планируется закончить к концу 2018 года.
В свою очередь Управление Рижского свободного порта (УРСП) в сообщении для СМИ указало, что реализуемый УРСП проект, особенно на стадии строительных работ, внимательно контролировался надзорными органами, и было проведено 7 аудитов. Рекомендации по итогам аудитов УРСП учло.
«Госконтроль больше года проводил в УРСП ревизию проекта и привлек для этого две экспертные фирмы. Госконтроль, изучив различные, связанные с выполнением проекта документы начиная с 2006 года, не пожелал обратить внимание на мнение УРСП. Выводы, содержащиеся в докладе Госконтроля, опираются на предположения и на вырванную из контекста информацию и потому процесс реализации проекта отражают тенденциозно и в негативном свете», — говорится в сообщении для СМИ.
УРСП считает, что мнение в докладе Госконтроля необъективное и может привести к материальному ущербу УРСП, а также негативно настроить общественность и спровоцировать появление рисков для вовлеченных в проект сторон.
«В процессе реализации проекта острова Криеву была построена новая портовая инфраструктура, все объекты сданы в эксплуатацию в декабре 2015 года. Кроме того, удалось сэкономить несколько миллионов евро от суммы договора на выполнение строительных работ, прочие расходы проекта оказались на 10 млн евро меньше, чем планировалось в начале, что, по мнению УРСП, указывает на то, что управление проектом осуществляется под руководством высококвалифицированных сотрудников и профессионалов… Для того чтобы обеспечить успешное управление проектом на следующих его этапах, будут пересмотрены и улучшены в соответствии с рекомендациями международно признанных аудиторов положение о команде проекта, описания должностей и процедура сотрудничества с остальными структурами УРСП, а также будут улучшены требования по оформлению документов, обосновывающих сделки, укрепив таким образом контроль за расходом средств УРСП», — подчеркивает Управление порта.
Ref: 102.112.112.4126