Если президент Андрис Берзиньш участвует в мелком мошенничестве как частное лицо, у него есть право не отчитываться об этом. Таков, по сути, был ответ главы государства на вопросы портала Pietiek, который он на прошлой неделе передал через своего пресс-секретаря Лигу Крапане. Вопросы задавались в связи ложной информацией, на которой в свое время был пойман Берзиньш. Речь идет о его участии в собрании участников предприятия Vaļņu nams 11 , управляющего многоквартирным домом.
10 мая Берзиньш был замечен в доме по адресу ул. Дзирнаву 68, где находится бюро экс-премьера Андриса Шкеле. «Там прошло заседание акционеров ООО Vaļņu nams 11. Президент проживает по данному адресу [ул. Вальню 11]. К Шкеле это не имеет никакого отношения», — передала Крапане ответ президента.
Однако, если верить официальным документам, поданным в Регистр предприятий, президент Латвии, передав такой ответ через своего пресс-секретаря, солгал. Согласно протоколу внеочередного собрания акционеров ООО Vaļņu nams 11, собрание, в котором приняли участие и Берзиньш, и бывшая спутница Шкеле, и его дочь, проходило совсем в другом месте — по адресу Вальню 11-9.
После того, как в распоряжение портала попала запись с камеры видеонаблюдения, президенту через его пресс-секретаря были переданы вопросы, связанные с его участием в собрании акционеров, которое произошло то ли по одному, то ли по другому адресу.
Через день Крапане передала ответ президента: «Президент участвовал в собрании ООО Vaļņu nams 11 как частное, а не как должностное лицо, поэтому какую-либо информацию об организационных вопросах, связанных с собранием, надо задавать организаторам собрания». Ни на один из заданных вопросов Берзиньш отвечать не пожелал.
Стоит добавить, что факты, описанные в книге «Латыш обыкновенный» (Latvietis parastais), свидетельствуют о том, что история получения Берзиньшем квартиры была весьма печальной: «В далеком 1996 году, 23 мая, президент Unibanka Андрис Берзиньш пишет письмо Агентству приватизации с просьбой разрешить продажу недвижимого имущества, принадлежащего банку (контрольный пакет которого до сих пор принадлежит государству). Это был не первый и не последний раз, когда банк освобождался от ненужного имущества. 22 августа того же года правление Агентства приватизации, которым в то время руководил Янис Наглиньш, приняло решение, которым Unibanka было разрешено продать одну шестую часть имущества по адресу ул. Вальню 11 по цене не ниже 115 383 латов. (…) 12 марта 1996 года на заседании совета банка Эдмунд Крастиньш как председатель совета банка предложил поддержать инициативу правления банка, которым руководил Берзиньш, продать квартиры, поскольку «они не нужны для осуществления основной деятельности банка». Совет согласился. (…) Оценщик, который по заказу банка подготовил оценку квартир, обнаружил в эксклюзивных объектах недвижимости в Старой Риге целый ряд дефектов: «подъезд к объекту на автомобиле затруднен, а парковка и вовсе проблематична в всем районе», к тому же выяснилось, что не все в порядке и с городскими инженерными коммуникациями».
В результате, на основании этой оценки и согласно подписанному Берзиньшем письменному убеждению, стоимость квадратного метра этих эксклюзивных квартир (включая землю, на которой стоит здание) составила 108 латов, поэтому было решено, что три квартиры на четвертом этаже площадью 120, 95 и 72 кв. м банк должен продать за 12 960, 10 260 и 7 776 латов, а две квартиры на пятом этаже — площадью 157 и 166 кв. м. за 16 956 и 17 928 латов. При этом сам Берзиньш с пустыми руками не остался. Он поселился по соседству с Андрисом Грутупсом в квартире площадью 157 кв. м. Покупка обошлась ему в 16 930,68 латов.
Ref: 102.108.108.1935