Первым необъявленным зарубежным рабочим визитом президента Латвии Андриса Берзиньша стал трехдневный марш-бросок в северный Афганистан. В отличие от шестерых своих предшественников на посту главнокомандующего, он сразу отказался от дипломатического туризма в благополучные страны. В камуфляже-«песчанке» президент проехал на бронированном Humvee десятки миль там, где еще многие не только симпатизируют талибам но и воюют на их стороне. Сразу по возвращении на родину, в военной униформе без знаков различия, глава государства предстал пред журналистами на брифинге в аэропорту «Рига».
В VIP-зал аэропорта президент вошел вместе с командиром Национальных вооруженных сил генералом Раймондом Граубе. Глава государства, участвующий в военной миссии НАТО в одной из самых горячих точек мира, по словам генерала Граубе, сильно рисковал. И даже в какой-то мере бросал вызов «Талибану» — персоны такого ранга не посещают пуштунские горы.
«Я наградил высшим латвийским военным орденом Виестурса за воинские заслуги отличившихся офицеров — капитана Гринбергса и старшего лейтенанта Йокстс-Богданова. Был в расположении латвийского контингента в североафганских провинциях (где совместно с норвежскими контрактниками квартирует 190 латвийских солдат и офицеров), встречался с руководством полиции и армии Афганистана», — рассказал президент.
Как сообщил BNN Главнокомандующий, по планам НАТО, в 2014 году должна закончится военная фаза афганской операции альянса. «Я полагаю, это возможно: уже сегодня задача перед контингентом НАТО заключается в формировании полиции и армии Демократической республики Афганистан», — подчеркнул президент. В г. Мазари-Шарифе, у казарм с латвийским флагом, он передал латвийским военным аутентичные презенты с далекой родины – ржаной хлеб, сыр и мед.
К сожалению, не все в пуштунских горах при условно демократическом правительстве Хамида Карзая, поддерживаемого НАТО, идет как надо. Это относится к растущим площадям посевов опиумного мака (вскоре после начала миротворческой операции Северо-атлантического альянса Афганистан стал мировой площадкой номер один по производству опиатов).
Есть трудности и другого порядка. Так, латвийским саперам и логистам партнеры по этой операции НАТО пеняли на недостаточное владение английским языком, что затрудняло коммуникации и сугубо солдатское чувство «плечо к плечу», в том числе во время боевых операций. На вопрос BNN об адекватности лингвистической подготовки латвийского контингента, Андрис Берзиньш ответил так:
«Я не знаю о фактах недостаточного владения английским языком у наших военнослужащих! На уровне водителей знание достаточно, а на уровне руководителей оперативных групп (отделений, взводов, рот), с которыми я общался, навыки английского очень хорошие», — заверил президент Латвии.
Разумеется, в Мазари-Шариф солдаты и офицеры норвежского батальона не обращались к сослуживцам на единственном государственном языке Латвии – все команды и общение в казарменном быту у миротворцев любых стран НАТО в ДРА идет исключительно на языке янки, но никак не на латышском. Тема перфектного знания рабочего языка альянса солдатами и офицерами Латвии неожиданно свернула на самую актуальную сегодня проблематику — о референдуме по признанию русского языка вторым государственным. Тут мнение президента категорично: не бывать оному!
«Невозможно представить, что в Латвии два языка, и строевые команды могут быть и «На-аправо!», и «Paа laаbu», — пошутил Главнокомандующий.
Накануне грядущего Рождества латвийских контрактников в Афганистане сменит в рамках регулярной (раз в два квартала) ротации очередная рота военнослужащих с латвийскими флажками на шевронах. Годовой бюджет этой миссии для Латвии, как члена Североатлантического альянса – около 24 млн. долларов. Как сказал BNN командир НВС генерал Граубе, об увеличении или уменьшении объема финансирования, а также о возможном – по образцу других стран – начале сокращения латвийского присутствия в Афганистане будет решать правительство, верстая планы на 2012 год.
Ref: 009.000.101.921