Когда-то Детройт был символом мощи промышленности США, но после ухода машиностроительных компаний в 70-х годах прошлого века он превратился в разрушенный город призраков. Вентспилс пока еще важный портовый город, однако нежелание Комиссии рынков финансов и капитала (КРФК) и правительства помогать решать проблемы портовых компаний с банками грозит городу экономическим крахом, говорит региональному СМИ ventspilnieks.lv Линардс Гулбис, руководитель Консультативного совета профсоюзов предприятий, работающих в Вентспилсском порту.
Предприятия транзитной сферы, еще как только США ввели санкции против Айварса Лембергса, просили КРФК объяснить кредитным учреждениям, как поступать в случаях, когда попавшее под санкции лицо, хоть и упомянуто в Регистре предприятий ЛР как истинный бенефициар, но решением суда лишено любых возможностей контроля и влияния. Поскольку объяснения нет, банки грозят прекратить оказание услуг. Если в ближайшее время ситуация не будет решена, компании будут вынуждены задуматься над прекращением деятельности. Для Вентспилса это чревато очень серьезными последствиями, подчеркивает Гулбис.
На примере Детройта можно увидеть, что происходит с городом, который покидают предприятия, служившие основой его экономического благополучия. Кризис сильно бьет не только по работникам этих компаний, но и по людям, связанным с обслуживающей сферой. При таком сценарии катастрофически падают и налоговые поступления в бюджет города, в результате чего органу местного самоуправления становится все труднее справляться со своими функциями. В Детройте это привело к банкротству муниципалитета, говорит региональному СМИ руководитель совета.
Он подчеркивает, что и премьер-министр Кришьянис Кариньш, и министр финансов Янис Рейрс, и другие министры, а также КРФК в курсе ситуации.
«Профсоюзы предприятий, работающих в Вентспилсском порту, уже обращались как к высшим государственным должностным лицам, так и к КРФК с просьбой подключиться к предотвращению надвигающегося кризиса. Но увы, ответы – лишь формальная отписка. Реальных действий не последовало».
Гулбис говорит, что есть еще одна общая черта с Детройтом. Если этот город разрушил нефтяной кризис, то по Вентспилсу сильно бьет сокращение транзитных грузов. Реальной помощью мог бы стать пересмотр политики железнодорожных тарифов, которой придерживается принадлежащее государству предприятие Latvijas dzelzceļš, но этого не происходит. Рынок до сих пор не открыт для свободной конкуренции, а слова предпринимателей о том, что расходы латвийского транзитного коридора в пересчете на тонну должны быть одинаковыми по всей сети железных дорог Латвии, так и не были услышаны. Это лишь некоторые из проблем, которые еще больше усугубляют и так непростую ситуацию в сфере транзита. На этом фоне нежелание правительства и КРФК включаться в решение проблем, возникших у транзитных компаний из-за политики банков, уже в ближайшем будущем может привести к краху сферы. Если это произойдет, то это будет означать и конец Вентспилсу как портовому городу.
Читайте также: Транзитная отрасль: недопустимо, чтобы из-за Лембергса тысячи людей не получили зарплаты
«Кому это выгодно? Государству? Точно нет. Вентспилсу? Тоже нет. Лицу, из-за которого сегодня Вентспилс переживает трудные времена? Возможно. Но вентспилчанам эта «тактика выжженной земли», когда армия при отступлении все уничтожает за собой, принесет лишь зло», — рассуждает Гулбис.
Он подчеркивает, что руководство компаний, работающих в Вентспилсском порту, делает все возможное для скорейшего решения ситуации. Предприниматели обратились к OFAC (Управление США по контролю за иностранными активами) за объяснением по поводу введения санкций и получили ответ, в котором, среди прочего, указано: «[Если] общее число долей, принадлежащих лицам, попавшим под санкции, меньше 50%, то компания автоматически перестает считаться компанией, попавшей под санкции». На сегодняшний день Лембергсу ни в одном из предприятий, где он, согласно Регистру предприятий ЛР, является истинным бенефициаром, не принадлежит 50% долей. И КРФК, и банкам данный факт известен, как, собственно, и то, что доли этих предприятий еще с 2007 года не находятся под контролем лица, попавшего под санкции, поскольку переданы в управление и под контроль хранителю имущества, который назначен направителем процесса, отмечает руководитель совета.
«Работающие в Вентспилсском порту профсоюзы снова просят высших государственных должностных лиц не допустить дальнейшего уничтожения компаний сферы транзита. В противном случае Вентспилс может потерять тысячи рабочих мест как в сфере транзита, так и в обслуживающей ее сфере».
«В Вентспилсском порту работают профессионалы, так что у них, скорее всего, не будет проблем с поиском работы в иностранных портах. Но мы не хотим уезжать из своего города в Роттердам, Антверпен, Гамбург и Ирландию. Мы хотим жить и работать в Вентспилсе. Если правительство не хочет этого понять, то у нас не будет иного выхода, кроме как отправиться в Ригу, чтобы выразить свое мнение на массовых акциях протеста. Но мы пока еще надеемся, что КРФК и правительство нас, наконец, услышит», — выразил позицию Консультативного совета Гулбис.
К Рудольфу обращайтесь, он из Швейцарии поможет, правда говорят против хранителя возбудили криминальный процесс, дело это не быстрое, а в Роттердам не самый полохой вариант.