Приблизительно восемь из десяти европейцев живут в городах, расходующих 70% энергии, и транспортные заторы, которые в них создаются, обходятся Европе приблизительно в 100 миллиардов евро в год. Поэтому метрополии постоянно ищут способы стать более эффективными, экономными и «дружественными» для населения.
«Что касается «умных» городов, на мой взгляд, важно помнить, что таким город делают не технологии сами по себе, а ясная, далеко идущая цель – как технологии будут помогать городам обеспечивать устойчивое благосостояние своих жителей», – подчеркнул социальный инженер Массачусетского технологического института и лектор конференции LMT Smart Future Агнис Стибе.
По его мнению, «умным» можно назвать город, который сделал все возможное, чтобы понять происходящие процессы и обеспечил людям возможность предоставлять моментальную обратную связь о тех, кто способствует благополучию общества.
Представляем ТОП-5 самых «умных» городов Европы.
Барселона – город, где идеи претворяются в жизнь
В 2015 году аналитики мобильных и цифровых технологий компании Juniper Research удостоили этот испанский город титула «Умный город мира – 2015», оценив его развитие выше, чем Нью-Йорка, Лондона, Ниццы и Сингапура. Особенно высокую оценку заслужила умная система управления дорожным движением и автостоянками в Барселоне, а также умная система освещения. Аналитики Juniper Research пришли к выводу, что внедренная в городе умная система управления энергоэффективностью или smart grid до 2019 года обеспечит экономию приблизительно в 9,5 миллиарда евро в год.
При этом в городе большое внимание уделяется прозрачности общественных и социальных услуг, а также процессов – к примеру, за заседаниями самоуправления жители могут следить в режиме онлайн и задавать свои вопросы.
Стокгольм – лидер по переработке возобновляемых ресурсов
Швеция является лидером по переработке возобновляемых ресурсов, и ее столица тоже старается экономить столько ресурсов, сколько возможно. Например, развиваются проекты, которые предусматривают использование сточных вод в системе отопления и их превращение в особое топливо, которое может использовать общественный транспорт. Стокгольм – настоящий зеленый оазис с очень хорошо развитой сетью общественного транспорта и хорошим покрытием оптического Интернета. Одна из умных инициатив предусматривает заменить реальные встречи с должностными лицами виртуальным общением.
Амстердам – максимальное сопряжение по всем вопросам
Столица Нидерландов «сопряжена» всеми возможными способами. Чтобы способствовать созданию рационально живущего города, была создана платформа Amsterdam Smart City. Платформа, основанная на открытых данных, позволяет обеспечить связь между местными предприятиями, самоуправлением и населением. К примеру, создано приложение, помогающее людям с особыми потребностями передвигаться по городу. Если по пути возникнет заминка, специалисты колл-центра помогут ее разрешить. В свою очередь, приложение City Alerts предупреждает пожарных о том, что на конкретном объекте находятся люди с двигательными, психическими нарушениями или другими особыми потребностями.
Вена – один из самых зеленых городов Европы
Сравнительно небольшая по размерам столица Австрии является одним из самых зеленых городов Европы и обеспечивает высокое качество жизни. Более 15% от необходимых городу энергетических ресурсов поступают из возобновляемых источников, в том числе с использованием крупнейшей в Европе электростанции, работающей на биомассе. Новостройки должны отвечать строгим требованиям к низким выбросам углерода. Более 90% жителей удобно доступен общественный транспорт.
Копенгаген – к 2025 году намерен стать нейтральным по выбросам
Так называемый «углеродный след» Копенгагена один из наименьших в мире – менее двух тонн на одного жителя, однако столице Дании этого недостаточно – до 2025 года она хочет стать нейтральной по выбросам. Для этого поставлены очень строгие цели в области соблюдения стандартов энергоэффективности, «зеленого» строительства и «зеленого» использования энергии. Город одобрил проект оснащения велосипедов особыми датчиками, которые сообщают об уровне загрязнения и транспортных заторах в реальном времени.
«Латвийские города тоже могут стать «умными» и открытыми, однако необходимо помнить, что вначале важно добиться понимания того, что такое «умный город», что включает в себя это понятие, что оно нам даст, чего мы ожидаем от такого города и так далее. Пока нет такой общей картины и открытой широкой перспективы, мы не можем говорить о том, что государство или общество полноценно подготовлены к таким городам будущего», – считает Стибе.
Ref: 102.000.112.4141