Закон о портах предусматривает, что 10% от тоннажного, канального сбора, сбора с малых судов и якорного сбора зачисляются в специальный бюджет самоуправления и используются на развитие инфраструктуры, связанной с деятельностью порта. Несмотря на то, что Рижский свободный порт по обороту и доходам является крупнейшим латвийским портом, он обходит закон и выплачивает в бюджет самоуправления в три раза меньше, чем Вентспилсский свободный порт.
Если сравнивать доходы трех крупнейших латвийских портов за 2012 год, то доходы Лиепайского порта составили около восьми миллионов, Вентспилсского – 17 млн, а Рижского – 32 млн латов. В бюджет города Вентспилсский порт перечислил миллион латов, а Рижский – всего 350 тысяч, то есть примерно столько же, сколько перечислил Лиепайский порт, передает программа Latvijas Televīzija De Facto.
В 2005 году правление Рижского свободного порта изменило систему портовых выплат. Правление тогда напоминало политическую радугу: самоуправление представляли Андрис Аргалис («Народная партия», Айварс Аксенокс («Новое время»), Янис Биркс (TB/LNNK), Андрис Америкс («Латвийская первая партия»). Были добавлены лоцманские и ледокольные сборы, а плата за тоннаж была переименована в грузовые сборы. Новое название отличалось от того, что было указано в законе, поэтому плата по этой статье в бюджет больше не производилась.
Это было сделано по имя развития порта, утверждает Андрис Америкс, который работает в правлении свободного порта с 2001 года. Планировалось получить больше средств на работы по углублению порта, для проекта на острове Криеву и на прочие мероприятия по развитию.
По словам министра экономики Даниэлса Павлютса, в 2012 году вместо 350 тысяч Рижское самоуправление должно было получить 2,2 млн латов. С 2005 года самоуправление не дополучило по крайней мере десять миллионов латов.
Как сообщили программе сами самоуправления, Вентспилс потратил свой миллиона, например, на реконструкцию портовых подъездных дорог, Лиепая – на содержание подъездных дорог и ремонт ям.
На нехватку средств на инфраструктуру в Риге указывает пример в Болдерае. Предприятия улицы Флотес – болдерайские заводы по ремонту судов и представители портовых терминалов – жалуются, что на улице нет дренажной системы, поэтому во время дождя людям приходится проходить через кусты, а двигатели машин глохнут в лужах. Компании пишут жалобы и заявления Рижской думе с 2005 года. Результатов нет, а ответ – «нет средств».
Америкс утверждает, что он обсудил выплаты в бюджет самоуправления со своим коллегой Нилом Ушаковым («Центр согласия»). Но Ушаков, уже три года работающий в правлении свободного порта и заработавший там в прошлом году 35 тыс. латов, в интервью сказал, что о портовых выплатах в бюджет своего самоуправления вообще ничего не слышал.
102.108.108.5409