Интс Крастс
Большинство (51%) крупных латвийских, литовских и эстонских предприятий свой рост связывают с рынками стран Евросоюза. А рынки стран СНГ, по мнению крупных компаний, утратили свою привлекательность: только 6% опрошенных ведущих балтийских предприятий видят возможности экспорта в эти страны.
Как показал проведенный банком how to Plan B SEB опрос, среди крупнейших балтийских предприятий царит оптимизм: 63% из 150 руководителей крупнейших балтийских предприятий признались, что в этом году прогнозируют рост оборота, а 21% считают, что он превысит 10%.
Крупные предприятия планируют повышать экспорт своих товаров и услуг в страны ЕС и Скандинавии, поскольку российский рынок стал менее доступен: эти регионы стратегически самыми важными считают 77% руководителей крупных компаний. Отдельные предприятия планируют осваивать экзотические рынки. Так, по результатам опроса, азиатским рынком в настоящее время интересуются 10% крупнейших балтийских предприятий, а Африкой — только 5%.
Член правления банка SEB Интс Крастс: «Ежедневно работая с корпоративными клиентами, мы видим, что компании не могут полагаться только на внутреннее потребление, поэтому им приходится работать и на экспортных рынках и искать решения проблем, вызванных геополитическими изменениями. Мы видим, что бизнес в настоящее время выбирает наиболее эффективные решения — наращивать экспортные объемы в тех странах, где имеется широкая сеть деловых контактов, сбалансированное регулирование рынка и предсказуемая правовая среда».
Но экспортные стратегии предприятий не должны ограничиваться только соседними странами. Хоть дальние экспортные рынки и требуют больше инвестиций и времени, но зато они могут открыть предприятиям новые горизонты развития. В Латвии уже есть несколько удачных примеров того, как ведущие в своих отраслях предприятия вышли за пределы своей зоны комфорта и начали сотрудничество, к примеру, с Китаем, рассказал порталу BNN банк SEB.
«Мы советовали предприятиям не медлить с реализацией своих планов по развитию, невзирая на противоречивые геополитические и макроэкономические факторы. Сами предприниматели подчеркнули, что в настоящее время они больше всего внимания уделяют повышению эффективности, освоению новых рынков и внедрению инновационных решений. Эти приоритеты и цель предпринимателей наращивать свой оборот указывают на то, что крупные балтийские компании не будут медлить с реализацией инвестиционных проектов», — отметил Крастс.
Ref: 102.112.112.2629