«Мы слишком много дискутировали о том, как найти идеальное решение для катастрофического дефицита рабочей силы, но мало делали для его сокращения. Поэтому нужно срочно искать реальные пути выхода из проблемы, даже если они непопулярные и угрожают рейтингам отдельных партий», — выражает свое мнение председатель правления Латвийской «зеленой» партии Эдгарс Таварс.
Таварс подчеркивает, что о серьезности ситуации говорят проведенные за последние полгода исследования. Например, обнародованные в конце прошлого года результаты опроса Citadele Index (750 респондентов – владельцы и руководители латвийских предприятий) показали, что 66% опрошенных оценили доступность рабочей силы как плохую или очень плохую.
Возможно, одним из наиболее реальных решений являются упрощенные условия ввоза иностранной рабочей силы. Но для этого необходимо изменение бюрократических процессов и законодательства, а это уже политическое решение.
«Нам нужна малоквалифицированная иностранная рабочая сила для сельскохозяйственной, пищевой, транспортной и строительной отраслей, которые сейчас в прямом смысле задыхаются от дефицита кадров, а также надо мотивировать и поддерживать местных работников, чтобы те получали дополнительные профессиональные знания и строили карьеру», — говорит Таварс и подчеркивает, что это первый шаг в решении ситуации.
Председатель правления Латвийской «зеленой» партии отмечает, что если кадровые проблемы не будут решаться на государственном уровне, то есть риск того, что компании начнут переносить производства в соседние страны. Это может крайне негативно отразиться на объемах экспорта и снизить объемы инвестиций в компании, так как предприниматели не готовы инвестировать в компании и в стране, которые сталкиваются с огромными кадровыми проблемами. В итоге это может привести к снижению объемов деятельности предприятий или даже к перерыву в работе, что автоматически означает меньше налоговых поступлений в госбюджет и социально-экономические проблемы в нескольких регионах Латвии.
Также он говорит, что в наукоемких отраслях не хватает инженеров, ИТ-специалистов, ученых. Изменения в уровнях больниц привели к нехватке рабочей силы в отрасли здравоохранения. А в сельскохозяйственной, транспортной и строительной отраслях не хватает как раз малоквалифицированной рабочей силы.
«Мы дискутировали о повышении рождаемости, роботизации, реэмиграции, переквалификации и ввозе гастарбайтеров как о потенциальных решениях нехватки рабочей силы, — говорит Таварс. — Но я считаю, что мы слишком много дискутировали о том, как найти идеальное решение, и мало делали. Посмотрим на ситуацию без утопических ожиданий — увеличение рождаемости, реэмиграция, роботизация являются долгими процессами. К тому же чтобы они успешно проходили, нужно подготовить почву, то есть нужны перемены в социальной и образовательной системе, а также в бизнес-среде».
Таварс приводит в пример Литву и Польшу. По данным Департамента миграции Литвы, в 2017 году в Литву приехало в два раза больше иностранцев, чем в 2016-м. В прошлом году рабочие визы или связанные с работой ВНЖ получили около 34 500 иностранцев, в том числе примерно 20 000 граждан Украины. Украинцев привлекают более высокие зарплаты в Литве, а также упрощенные правила приема на работу. Похожая ситуация в Польше, где работают около миллиона украинцев.
Ref: 225.112.112.8207