bnn.lv Latviski   bnn-news.com English   bnn-news.ru По-русски
Понедельник 25.09.2017 | Именины: Rauls, Rodrigo
LatviaЛатвия

Бремзе: нужна ли Латвии железная дорога как вид транспорта?

FaceBook
Twitter
Draugiem
print
(Пока оценок нет)

Baltic news,News from Latvia,BNN.LV,BNN-NEWS.COM,BNN-NEWS.RU

Марис Бремзе

«Я всегда соглашаюсь со средневековым взглядом: нельзя избежать налогов и чумы, поэтому разработанную Министерством финансов налоговую реформу, или «правила игры», надо принимать, и их не стоит подвергать сомнению, а нужно искать возможности, как эффективнее работать в бизнесе», — сказал в беседе с BNN председатель правления АО Baltijas ekspresis Марис Бремзе.

Решение АО LatRailNet повысить плату за железнодорожную инфраструктуру

Отраслевой эксперт Бремзе говорит, что сейчас одной из серьезнейших проблем отрасли является решение АО LatRailNet повысить с 2018 года плату за пользование железнодорожной инфраструктурой на 7%.

«Решение — прямые последствия того, что наша железнодорожная система совершенно не дружит со словами «эффективность расходов». И это проблема. За последние десять лет железнодорожная система стала в три раза больше, в три раза сильнее, так как объем основных средств утроился, а объемы перевозок, количество работников, объем работы, которая выполняется с использованием латвийской железнодорожной системы, не особо изменились, скорее можно утверждать, что объемы перевозок снизились», — говорит Бремзе.

Он поясняет, что сейчас, чтобы сбалансировать и попытаться достичь финансового равновесия железнодорожной системы, управляющий инфраструктурой вместе с АО LatRailNet в качестве единственного решения предлагают повышение цены, т. е. платы за инфраструктуру.

По его мнению, одной из причин сложившейся ситуации являются инвестиционные решения, принятые в недавнем прошлом. «В результате этих решений латвийская железнодорожная система стала гораздо больше, масса основных средств огромная, и, конечно, эти основные средства необходимо постоянно поддерживать в рабочем состоянии, при этом они не загружены, объемы перевозок в латвийской железнодорожной сети по сравнению с ее мощностью маленькие», — говорит Бремзе.

«В целом имеющаяся железнодорожная инфраструктура в достаточно хорошем техническом состоянии, но в лучшем случае она загружена на 25-30%. 70% мощности железнодорожной сети попросту не используется ни в грузовых, ни в пассажирских перевозках», — продолжает отраслевой эксперт.

Объясняя причины, Бремзе указывает на еще одну проблему: «Видите ли, основные средства, или вся эта железнодородная система принадлежит государству, которое для управления, обслуживания и оказания услуг железнодорожных перевозок создало отдельные принадлежащие ему предприятия. Все они работают в основном под эгидой концерна LDz . Единственно пассажирские перевозки обеспечивает отделившееся в свое время от LDz предприятие АО Pasažieru vilciens. Фактически это государственная монополия, которая не может предлагать на рынке перевозок конкурентоспособные продукты для пассажиров и грузоотправителей, и поэтому железнодорожная сеть не загружена».

Нужна ли Латвии железная дорога как вид транспорта?

«Если пассажиры не хотят передвигаться на поезде, они ищут альтернативы. И у грузоотправителей тоже есть альтернативы. Тут возникает большой вопрос: кому вообще нужна железная дорога как вид транспорта, если на услугу железнодорожных перевозок нет покупателей – 70% мощности не используется?» — рассуждает эксперт.

«Одна из причин — это то, что сейчас перевозки организуют принадлежащие государству коммерсанты, хотя в Евросоюзе (ЕС) железнодорожные системы уже давно открыты для перевозок, фактически любой предприниматель, любой коммерсант может организовывать перевозки и конкурировать с другими. И в результате этой конкуренции появляется привлекательная для пассажиров и грузоотправителей услуга железнодорожных перевозок», — объясняет Бремзе.

Бремзе добавил, что формально латвийское законодательство переняло европейские правовые нормы о либерализации железнодорожной системы и о свободной конкуренции, но, как это часто бывает, одно дело — принять законы, а другое — как это реализуется в жизни. «Латвийская железнодорожная транспортная система сейчас, к сожалению, не открыта для свободной конкуренции и отличается от других в Европе, где в середине 90-х были приняты политические решения о том, чтобы принадлежащие государству железнодорожные системы открыть для конкуренции, чтобы в результате соперничества предпринимателей появлялась услуга, которая будет привлекательна и для пассажиров, и для грузовладельцев и которая поможет загрузить мощности железнодорожной инфраструктуры, — говорит Бремзе. — К сожалению, в нашем случае доминирующая роль в организации перевозок принадлежит государственным предприятиям. Я думаю, что сейчас уже никого не надо убеждать, что в условиях рыночной экономики государство вряд ли является лучшим коммерсантом, который может предложить клиентам привлекательный сервис».

«Если принадлежащие государству коммерсанты не могут создать востребованный продукт железнодорожных перевозок, то надо дать возможность частным коммерсантам. В противном случае все расходы от неэффективной работы железнодорожной транспортной системы неизбежно лягут на плечи тех же самых налогоплательщиков», — считает эксперт.

На его взгляд, ситуация не меняется не из-за экономической ситуации Латвии, а из-за политического нежелания открывать железнодорожную систему для конкуренции.

То, что сейчас в статистике железнодорожных грузоперевозок появились Baltijas Ekspresis и Baltijas tranzīta serviss, совершенно не означает, что эти перевозчики могут свободно предлагать свои услуги на рынке, отмечает Бремзе.«В действительности оба этих перевозчика в своей коммерческой деятельности полностью зависят от государственного концерна LDz, и принадлежащие государству коммерсанты, конечно, продолжают считать и формировать мнение, что они единственные имеют возможность, права предлагать услугу на рынке, используя латвийскую железнодорожную транспортную систему. Это проблема», — говорит он.

Как решать проблемы в транзитной отрасли?

«Во-первых, нам надо говорить о том, что отсутствует свободная конкуренция, что противоречит латвийскому и европейскому законодательствам, — поясняет Бремзе, — а во-вторых, надо говорить об эффективности расходов в этой транспортной системе».

Тем более расходы перевозчиков продолжают расти. «Мы знаем, что в 2018 году плата за инфраструктуру увеличивается с 10,35 до 11,08 евро, это 73 цента за километр. Это означает, что себестоимость перевозок вырастет на 20-30 центов за тонну в зависимости от состава поезда и длины маршрута. Чтобы было проще понять: грузоотправителям придется платить за использование латвийской железнодорожной сети на 12-15 млн евро в год больше. Захотят ли они этого? Может, предпочтут альтернативные маршруты

Конкуренция с другими странами

На вопрос о том, как это решение — повысить плату за инфраструктуру — скажется на сотрудничестве с другими странами, Бремзе ответил: «Для нас важна себестоимость одного тоннокилометра в латвийском коридоре, если он возрастет, а вместе с ним и себестоимость, то есть большой риск того, что грузов категорий низких цен, например угольная продукция, в Латвии попросту больше не будет. Это означает, что если сейчас используется около 30% мощности рельсовой сети, то в дальнейшем будет использоваться всего 10-15%. Что дальше? Закрываем все и демонтируем. Поэтому и важна эта эффективность расходов».

Ref: 225.112.112.7277


Добавить комментарий

Обзор недели от BNN: Удар по авторитету Вейониса. Объединение депозитариев ценных бумаг Балтии.

BNN предоставляет обзор наиболее актуальных тем этой недели, разделенных на категории: «Перемены», «Сделка», «Борьба», «Падение», «Правда», «Рост», «Будущее», «Мнение».

Неделя в Литве. Предвыборная кампания либералов, возможно, оплачена из нелегальных источников

Генеральная прокуратура Литвы сообщила, что уведомила Центризбирком об операциях «Либерального движения», которые могли финансироваться из нелегальных источников, перед парламентскими выборами 2016 года.

ЕК: дальнейшее финансирование RB будет зависеть от переговоров в ЕС

Договоренность о деньгах на проект железной дороги европейского стандарта Rail Baltica после 2020 года будет достигнута на переговорах по финансовому плану Евросоюза на следующий период, пояснила еврокомиссар.

Эксперт: в Латвии растет индекс продуктивности отрасли электроники

Отрасль электроники и электротехники — самая быстрорастущая отрасль обрабатывающей промышленности в Латвии. Рост оборота отрасли в Латвии был самый быстрым и превысил показатели и ЕС, и остальных стран Балтии, говорит руководитель по оптовой торговле ООО Lemona Latvija.

Антане учредила новую партию в Вентспилсе

В Вентспилсе в четверг, 21 сентября, была учреждена новая региональная политическая партия «Время перемен», инициатором основания которой является президент общества предпринимателей транзитного бизнеса «Балтийская ассоциация — Транспорт и логистика» Инга Антане с единомышленниками.

Кайминьш: Лембергс - самое большое несчастье Латвии

Один из самых громких депутатов Сейма Артусс Кайминьш в интервью BNN поделился своим мнением о самом скандальном за последнее время событии в Латвии - «разговорах олигархов». Лембергса он называет самым большим несчастьем Латвии.

Главы МИД Латвии и Литвы договорились о создании Премии балтов

В преддверии Дня единства балтов, когда латыши и литовцы вспоминают историческую битву при Сауле, латвийский и литовский министры иностранных дел Эдгарс Ринкевичс и Линас Линкявичюс выступили с заявлением о создании Премии балтов, сообщает МИД Латвии.

Судраба указала «ложные» сведения на сайте парламентского расследования

Парламентарий Андрей Юдин требует изучить возможное нарушение этики Ингуной Судрабой, которая разместила на сайте комиссии парламентского расследования «Дела олигархов» «ложную информацию».

ВС отказался проверять в кассационном порядке приговор имантскому педофилу

Верховный суд отказался проверять в кассационном порядке решение Рижского окружного суда, приговорившего к 22 годам тюрьмы мужчину, осужденного по так называемому делу имантского педофила, сообщают в суде.

Обещают солнечные и теплые выходные

В пятницу, 22 сентября, в Латвии днем небо постепенно прояснится и лишь в некоторых местах на западе пройдут небольшие кратковременные дожди. Днем воздух прогреется до +16…+20 градусов, а в ночь на среду температура понизится до +9…+14 градусов, передает Центр окружающей среды, геологии и метеорологии.

Citadele Index: самые пессимистичные - предприниматели Латгале и Видземе

К предпринимателям возвращается оптимизм, показывают данные новейшего исследования Citadele Index, в рамках которого каждый квартал опрашиваются 750 руководителей и собственников латвийских предприятий.

Литва тоже обеспокоена качеством западных продуктов питания

Литовская Продовольственно-ветеринарная служба на этой неделе сообщила, что сравнение продуктов питания международных брендов, которые продаются и в Западной Европе, и в Литве, показало, что в литовских магазинах продается не совсем то же самое, что, например, в Берлине.

В августе уровень цен производителей в промышленности вырос на 0,1%

В августе по сравнению с июлем уровень цен производителей в латвийской промышленности вырос на 0,1%. Об этом свидетельствуют данные Центрального статистического управления. Уровень цен и на реализованную на местном рынке, и на экспортированную продукцию вырос на 0,1%.

Политолог: по авторитету Вейониса нанесен удар

Состоявшееся в Сейме голосование, на котором не был поддержан законопроект президента Раймондса Вейониса о прекращении предоставления статуса негражданина новорожденным детям, является ударом по авторитету Вейониса, комментирует политолог Филипп Раевский.

Сейм поддерживает упрощение расследования менее тяжких преступлений

Сейм одобрил изменения в Уголовно-процессуальный закон, которые предусматривают упрощение процесса расследования менее тяжких преступлений.

Латвийцы хотят как у эстонцев - публиковать переводы законов

«Для того чтобы улучшить инвестиционную среду в Латвии, переводы правовых актов на английский язык должны быть доступны и удобны в использовании. Эстонцы давно практикуют это и готовы поделиться опытом», - подчеркивают представители официального издания Latvijas Vēstnesis.

На штрафы дорожных строителей в Риге построят детскую площадку

Размер штрафа, который компания ACB за несоблюдение сроков окончания ремонтных работ на улицах Бривибас и Валдемара должна будет уплатить Рижской думе, за четыре дня просрочки составил 29 600 евро.

Озолиньш: в транзитно-логистической отрасли необходимо активнее коммуницировать друг с другом

Коммуникация и более тесный обмен информацией между работающими в отрасли - необходимые условия для укрепления латвийского транзита, подчеркнул на заседании Совета по логистике председатель совета Каспарс Озолиньш.

В Риге пройдут антитеррористические учения

21 и 22 сентября в торговом центре Mols в Риге будут проводиться антитеррористические учения Hermejs 2017, цель которых — проверить способности госучреждений, задействованных в антитеррористических мероприятиях, реагировать в случае нападения террористов на объект массового скопления людей, сообщает Полиция безопасности.

Ринкевичс призывает провести радикальные реформы миротворческой деятельности ООН

20 сентября в Нью-Йорке министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс в рамках 72-й сессии Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций выразил позицию Латвии о необходимости реформ миротворческой деятельности ООН, сообщает МИД Латвии.

Новые комментарии