«Под термином «бизнес план» обычно подразумевается очень серьезный документ, его основные принципы применимы в различных жизненных ситуациях. Принципы составления бизнес-плана, как азбука, могут пригодиться для «продажи» любой идеи, в том числе при начале семейного бизнеса и даже при попытке убедить работодателя в необходимости перемен на рабочем месте», — рассказывает член правления Grand Credit Максим Малышко.
1. Целевая аудитория. Приступая к составлению бизнес-плана, важно сразу понять, кто будет читать подготовленный вами бизнес-план. Финансист, владельцы предприятия, инвесторы, клиенты, начальство? Как много они знают об отрасли? От этого зависит, насколько детально нужно объяснять происходящие в данной сфере процессы. Как много они знают о вас, о вашей предыдущей работе, об удачах и поражениях? От этого зависит, насколько сильно нужно обосновать свои способности в реализации замыслов.
2. Идея. Описание продукта или услуги «будущего»: основная идея должна быть ясна без погружения в нее. Здесь уместно напомнить о цитате из недавней политической истории Латвии: «Чего не понимаем, то вычеркиваем». Большинство людей, оценивающих бизнес-план, следуют такой логике.
3. Преимущества. Статьи о том, как важен стандарт SWOT (анализ сильных и слабых сторон), вы найдете чуть ли не в каждом учебнике. Но читающего бизнес-план человека интересует лишь одно: каковы ваши преимущества, как вы сможете превзойти конкурентов.
4. Ресурсы. Под словом «ресурсы» нередко подразумеваются деньги. Но деньги не всегда являются ключом к успеху. Важно правильно применить их в деле. По этой причине в бизнес-плане важно обосновать, какими будут ваши ресурсы, как вы сумеете реализовать задуманное – личные знания, работники, их опыт и знания и т.д.
5. Анализ риска. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Это знает каждый, кто хоть чем-то занимался в жизни. Поэтому иногда подход к анализу играет более существенную роль, нежели само решение, так как он доказывает знание сферы деятельности.
6. «4Р» маркетинга – продукт, цена, реклама и место (Product, , Promotion, Place). Несмотря на то, что эти 4 компонента маркетинговые теоретики уже пополнили рядом условий, в основе ничего не изменилось.
7. Планирование денежного потока. Эта часть очень важна, так как определяет ваше отношение и серьезность подхода. Именно оценивая планировку денежного потока, финансист может понять, предназначены ли деньги для пустой траты, или составитель плана задумался о развитии тоже.
8. Объем плана get . Пишите коротко, насколько это возможно. Не только потому, что у длинных текстов больше потенциал не быть прочитанными, но и по причине того, что при углублении в детали возрастает риск за деревьями леса не увидеть.
9. Оформление. Как бы странно этот пункт не звучал, обратите внимание на оформление. Разумеется, аккуратное оформление не гарантирует положительного ответа. Однако текст, по завершении которого читателю хочется поставить все знаки препинания с заметкой «марш по местам!», не вызывает доверия.
Ref: 102.000.112.2814