Стоит уже сплюнуть три раза через левое плечо, прежде чем написать, что, возможно, для Службы государственных доходов (СГД) все же найден генеральный директор. Во всяком случае на этой неделе на высокий пост была выдвинута Илзе Цируле, имеющая большой опыт работы в страховой сфере.
Неудивительно, что после скандалов в предыдущими руководителями службы Инарой Петерсоне и Ингой Колеговой, чуть ли не первым вопросом журналистов, адресованным Цируле после того, как ее кандидатуру на пост главы СГД официально выдвинула министр финансов Дана Рейзниеце-Озола, был – есть ли у нее скелеты в шкафу. Цируле на это ответила, что «с утра еще не было». Она заверила, что честно платила налоги и конфликта интересов в своей работе не усматривает.
По поводу сомнений предпринимательских организаций о Цируле как главе СГД, она сказала, что понимает такую реакцию, так как этим организациям она неизвестна. По ее мнению, единственный способ заслужить их доверие — регулярно встречаться и доказывать, что она готова прислушиваться к их идеям и воплощать их.
Что касается программных установок возможного руководителя СГД, то они пока не до конца ясны. Из того, что Цируле успела заявить, стоит отметить, что она выступает за усиление аналитической работы в службе, намерена превратить ее в дружественное предпринимателям учреждение, предлагает ограничить оборот наличных денег, что по ее мнению, поможет более эффективно бороться с теневой экономикой и зарплатами в конвертах.
Премьер-министр Марис Кучинскис сказал журналистам, что видит два подхода к работе в должности гендиректора СГД: революционный и эволюционный. На взгляд Кучинскиса, СГД нужна не революция, а усовершенствование системы, которое может произойти в случае утверждения Цируле в должности гендиректора.
Вопрос о назначении Цируле предстоит решать правительству, и это может произойти во вторник, 8 ноября.
Цируле была членом правления, а позже вице-президентом страховой компании Balta, работала в страховых компаниях Parekss и Gjensidige Baltic.
Неприятный сюрприз
На этой неделе была опубликована быстрая оценка прироста ВВП в третьем квартале 2016 года, которая неприятно удивила — рост экономики в годовом разрезе составил лишь 0,8%. Такое торможение темпов прироста ВВП оказалось неожиданным даже для Министерства финансов, которое в своем комментарии выразило надежду, что развернутая оценка покажет немного более высокий ВВП.
В третьем квартале, как и в первом полугодии, самой слабой отраслью латвийской экономики было строительство, где годовой спад достиг 24%. Рост строительной отрасли тормозит освоение структурных фондов ЕС, которое ощутимо уменьшилось со сменой периода освоения финансов. Хотя на этот год и прогнозировалось снижение освоения фондов ЕС, в начале года нельзя было предвидеть, что оно будет на столь низком уровне и так повлияет на рост в строительстве. Нынешнее падение темпов роста в строительстве сравнимо с падением объема выпуска продукции в период кризиса, признают в Минфине. В свою очередь, негативная динамика в сфере строительства влияет также на сектор операций с недвижимостью и финансовой и страховой деятельности, указывает Минфин. В ведомстве ожидают, что с 2017 года благодаря принятым правительством решениям, освоение средств из фондов ЕС ускорится.
Ранее глава Банка Латвии Илмар Римшевич заявлял, что темпы роста экономики замедляются, и страна должна быть готова к новому кризису. Он отметил, что не только экономика Латвии замедляет свое развитие, но и экономика ЕС в целом.
Хороша ложка к обеду
Получение знака качества «Зеленая ложечка» и «Бордовая ложечка» удорожает продукт, наносит убытки производителям, искажает конкуренцию на рынке и оказывает огромную услугу иностранным оптовым торговцам. Такой вывод делается в исследовании, проведенном компанией анализа рисков FWD Associates.
В ходе исследования было опрошено 50 предприятий (40 латвийских и 10 иностранных производителей продуктов питания), 20 представителей самоуправлений и 15 школ и детдомов.
Большинство опрошенных производителей признают, что изначальная идея способствовать сбыту местных продуктов применением требований зеленой закупки оценивалась положительно. Однако производители, уже получившие одну из «ложечек», признают, что в реальности эта эмблема дала совсем небольшой эффект или вовсе его не дала. Торговые сети не обращают внимания на ее наличие или отсутствие, так как этот фактор не влияет на продажи продуктов. Выбор покупателей обусловлен в основном ценой и маркетинговой активностью производителя, отмечается в исследовании. Также наличие эмблемы не означает автоматически повышенного качества продукта, а ее отсутствие — более низкого его качества.
Комментируя результаты этого исследования, руководитель Латвийской федерации продовольственных предприятий Инара Шуре сказала, что они вызывают подозрения в отношении истинных целей заказчиков и исполнителей этого опроса. На ее взгляд, опрос проведен с целью снизить критерии качества для получения эмблем «Зеленая ложечка» и «Бордовая ложечка», поскольку, очевидно, есть предприятия, которые не могут или не хотят их выполнять. Они-то и пытаются снизить критерии качества и изменить правила закупок в свою пользу, создавая тем самым угрозу для местных производителей.
«Зеленая ложечка» присваивается продуктам, производимым в Латвии из местного сырья и отвечающим повышенным требованиям качества, а «Бордовая ложечка» — отвечающим повышенным требованиям качества продуктам, полный цикл производства которых осуществляется в Латвии, но сырье может быть импортным.
«Зеленая ложечка» присвоена 374 продуктам 105 предприятий, «Бордовая ложечка» — 209 продуктам 36 предприятий.
Стоит отметить, что подобные механизмы поддержки действуют во многих других европейских странах, поскольку это фактически единственная возможность поддержать местных производителей продуктов питания.
Поправки замедленного действия
Министерство экономики на этой неделе подало в Сейм предложение к поправкам к закону о рынке электроэнергии, предусматривающее введение дифференцированных платежей конечных пользователей за компонент обязательной закупки (КОЗ) в зависимости от мощности подключения и размера потребления, с 2018 года, а не в 2017 году, как планировалось ранее. Такое предложение министерство подало к рассмотрению законопроекта во втором, окончательном чтении.
Минэкономики предлагает поручить Комиссии по регулированию общественных услуг до 1 октября 2017 года издать методику расчета КОЗ. По мнению Минэкономики, поправки к закону должны вступить в силу 1 сентября 2017 года.
Ранее о переносе сроков введения новых платежей за электричество договорились партнеры по коалиции.
Перенос реформы платежей КОЗ электроэнергии на год — положительное решение, считает председатель правления Латвийской торгово-промышленной палаты (ЛТПП) Янис Эндзиньш. Реформа основана на принципах, схожих с теми, что легли в основу тарифов АО Sadales tīkls, вызвавших неприятие предпринимателей и выявивших много нерешенных проблем, пояснил он.
А вот генеральный директор Латвийской конфедерации работодателей (ЛКРД) Лига Меньгелсоне считает, что промедление смерти подобно. По ее мнению, КОЗ электроэнергии — уже сейчас огромная проблема, и откладывая реформу ее платежей на год, коалиция демонстрирует нежелание проводить реформы. Это снизит возможности индустриальных предприятий инвестировать и обеспечить рост зарплат. Такое решение коалиции в целом — плачевный шаг, считает она.
По ее словам, сейчас бремя КОЗ на крупных производителей несоразмерно велико, и наибольшую часть этих расходов покрывают те, кто развивает промышленность и производит больше, указала гендиректор ЛКРД.
Поправки к закону о рынке электроэнергии предлагают разделить плательщиков КОЗ на четыре группы по мощности подключения и размеру потребления. Часть КОЗ будет зависеть от объема потребления (меняющаяся часть), а другую часть составит фиксированный платеж за мощность. Планируется, что таким образом средний размер платежа за КОЗ сократится для подключений в 100 киловольт (kV), 6-20 kV, 0,4 kV (домашние хозяйства, до 64 ампер), но при этом вырастет для остальных подключений в 0,4 kV.
Как пояснили в Министерстве экономики, в группе тех, чей платеж возрастет, находятся менее чувствительные потребители, например, магазины, офисы, а также потребители с неэффективным подключением, и возросший тариф станет стимулом для повышения эффективности.