Тема приема беженцев затмевает все остальные события в нашей стране, особенно после провалившегося экстренного заседания министров юстиции ЕС, на котором процесс переговоров был отброшен в начальную точку, и перед тем, как должно быть принято окончательное решение.
После бурных публичных баталий и, наверняка, тихих закулисных переговоров, правительство Латвии на этой неделе одобрило национальную позицию страны по вопросу приема беженцев. Еще в понедельник, 14 сентября, когда в Брюсселе проходило внеочередное совещание министров юстиции и внутренних дел, этой позиции у Латвии не было. Поэтому глава МВД Рихард Козловскис на заседание не поехал, так как ему нечего было сказать. Но после того, как президент Раймонд Вейонис, проведя переговоры с политическими партиями, обязал подготовить четкий и ясный план приема беженцев, вдруг из-под пера МВД вышла национальная позиция. Она предусматривает, что государство согласно добровольно принять еще 526 человек, но выступает против введения системы обязательных квот.
В документе отмечается, что физическое распределение беженцев между странами ЕС является лишь крайним средством в чрезвычайной ситуации и проявлением солидарности, чтобы помочь урегулировать ситуацию в конкретных странах. Латвия в своей позиции указывает, что не возражает против координированных действий ЕС по перемещению беженцев, но по-прежнему считает, что такие мероприятия должны быть реализованы только на добровольной основе, с сохранением права каждой страны самой принимать решение о том, в какой мере в них участвовать.
Сколько же их будет?
Премьер-министр Лаймдота Страуюма ранее заявила, что Латвии придется определиться со своей позицией по дополнительному приему беженцев раньше, чем планировалось — до 22 сентября, а не до 8 октября, поскольку запланированное на 8 октября совещание министров внутренних дел ЕС перенесено на 22 сентября, и к этой дате Латвия должна утвердить свою позицию по беженцам.
Страуюма подчеркнула, что независимо от позиции Латвии в ЕС, скорее всего, пройдет голосование по этому вопросу и дополнительный прием беженцев будет обязательным мероприятием. На вопрос о том, какое значение в таком случае имеет голосование правительства, премьер заявила, что оно демонстрирует отношение государства к этой проблеме.
23 сентября состоится внеочередной саммит ЕС, на котором будут обсуждаться меры по разрешению миграционного кризиса. Пока на официальном уровне речь идет о том, что Латвии придется принять 776 беженцев.
Дорогие наши беженцы
Казалось бы, причем тут экономика? Экономика тут при всем. Начать стоит с того, что каждый принятый нами беженец окажется на иждивении у государства, а если быть совсем точными – на нашем, налогоплательщиков, иждивении. Точных цифр пока назвать никто не может, а, возможно, такие расчеты еще и не велись, но отрывочные сведения уже есть. Так, по некоторым прикидкам, содержание одного беженца в первые девять месяцев обойдется в 1584 евро. Какие-то деньги придут из фондов ЕС, но только сначала. Потом их придется содержать самостоятельно.
Из тех цифр, что уже были озвучены, стоит упомянуть такие. Если Латвия согласится принять 776 беженцев, то каждый месяц на пособия и курсы латышского языка для них придется тратить 237 тыс. евро. Расходы за год составят порядка 2,8 млн евро. На изучение языка Евросоюз готов дать по 6 тысяч евро на каждого мигранта — в целом получается, что Латвия может претендовать на 4,66 млн евро из фондов ЕС.
После того, как иностранцы получат официальный статус, каждый месяц на них будет уходить 198,75 тыс. евро на пособия. Кроме того, несмотря на то, что ни у правительства Латвии, ни у самоуправлений нет обязанности обеспечивать беженцев жильем, вопрос их расселения непременно встанет. Поскольку самостоятельно арендовать жилье они не смогут (не имея работы, это дорого), а если и смогут, то вряд ли в Латвии будет много желающих сдавать им свое жилье. Поэтому во избежание хаоса и создания нелегальных поселений, к которым люди из южных стран тяготеют, и этот вопрос придется решать на государственном или муниципальном уровне.
Не забудем также об образовании детей беженцев, медицинском обслуживании и так далее. Все это выльется в круглую сумму. Вот, например, Министерство социальной защиты и труда Литвы подсчитало, что содержание одного просителя убежища в Центре приема беженцев в Рукле обходится в 620 евро в месяц. А чтобы выполнять программу расселения беженцев ЕС, понадобится как минимум 800 евро на человека в месяц. Эти цифры вполне соответствуют средней сумме, которая необходима для проживания и обычному литовцу или латвийцу в месяц.
Чего ожидать?
Один из популярных аргументов, почему нам не стоит бояться беженцев, — Латвия бедная и потому они будут стремиться как можно быстрее уехать отсюда в страны побогаче. Но не стоит рассчитывать, что беженцы не задержатся в Латвии и тут же двинутся в сторону крупных европейских столиц — Лондона, Берлина, Парижа. Такая тенденция будет, но их задержит то, что так быстро не будет документов, возможно, появятся другие преграды, которые не позволят уехать. Это значит, что они на какое-то время останутся здесь, и на это время на месте создастся группа поддержки. Рига может стать местом, где создаются такие «карманы».
Самая большая группа беженцев — это молодые мужчины. Многие уже женаты, и семьи остались там. Как только они получат вид на жительство, начнется процесс объединения семей. Юридически могут быть проблемы и с тем, что у некоторых (не у многих) может быть несколько жен.
Попытки включить беженцев в трудовой процесс, конечно, будут предприниматься, и на это, скорее всего, потребуется госфинансирование. А принимая во внимание, что бюджет на следующий год и без беженцев верстается с огромными сложностями, это может оказаться большим вызовом.