План национального развития Латвии на 2014–2020 годы, как считает Министерство экономики, должен включать конкретные меры по поддержке экспорта и инноваций. На этой неделе стало известно, что это будут за меры.
Курс на 2020 год
Как сообщила пресс-секретарь Министерства экономики Эвита Урпена, пожелания ведомства направлены прежде всего на повышение производительности народного хозяйства, рост экспорта, увеличение удельного веса промышленности, а также на более эффективное использование региональных преимуществ.
В настоящий момент развитию этих направлений препятствует, в частности, недостаток инвестиций для малого бизнеса и инновационных проектов, несоответствие между предложением и спросом на рынке труда, а также нехватка инфраструктуры для производства. Решить эти проблемы должны механизмы поддержки, доступные в рамках финансирования из средств европейских структурных фондов.
В частности, в рамках стимулирования инноваций Минэкономики предлагает создавать центры компетенции, финансировать разработку новых продуктов и технологий, поддерживать «зеленые» инициативы в производительной сфере, а также ввести принцип «одной остановки» в работе госучреждений. Экспорт планируется стимулировать за счет увеличения эффективности работы сети латвийских внешнеэкономических представительств, реализации кластерных проектов и материальной поддержки мероприятий по освоению зарубежных рынков. Инфраструктурные проблемы станут решаться в результате создания региональных индустриальных зон, которые будут стремиться привлекать инвестиции в обрабатывающую промышленность.
Первая редакция Плана национального развития уже содержала ряд мер, направленных на стимулирование экономического роста. Среди прочего, в документе говорилось о необходимости ввести нулевой подоходный налог с предприятий на прибыль, реинвестированную в модернизацию или закупку оборудования для производства или экспортных услуг, а также в исследования и разработку ориентированного на экспорт продукта. В плане предлагается также повысить мотивацию самоуправлений к привлечению инвестиций в промышленность и сферу услуг с помощью налоговой политики и других инструментов.
Чему учат в школе
Базовый курс экономики может вновь стать обязательным предметом для изучения в школах. Таковы итоги дискуссии «Способы образования общественности в сфере финансов», организованной Комиссией по рынку финансов и капитала. На сегодняшний день познания населения в сфере экономики являются достаточно поверхностными. Исходя из этого необходимо разработать конкретные меры, адресованные как учащимся в школах, так и тем, кто уже никогда не вернется за школьную парту, решили участники дискуссии.
«Понимание экономических процессов очень важно. Если бы население знало, что такое расчетный счет, кредитный бум, перегрев и нулевой бюджет, то мы никогда не столкнулись бы с такими тяжелыми последствиями кризиса, через которые нам пришлось пройти. У нас же в школах этому не учат. В 1997 году экономика была обязательным предметом, а сейчас она таковым не является», — заявил президент Банка Латвии Илмар Римшевич. По итогам дискуссии Министерство образования и науки взяло на себя ответственность за повышение качества изучения экономических наук в учебных заведениях. Комиссия по рынку финансов и капитала должна разработать пакет мер для просвещения взрослого населения.
Ryanair летит в Вильнюс
Крупнейший в Европе авиадискаунтер — ирландский Ryanair — этой осенью существенно изменит свою сеть маршрутов в странах Балтии. Аэропорт столицы Литвы сравняется с рижским по числу обслуживаемых перевозчиком направлений, тогда как Таллин уже с 7 ноября лишится двух третей рейсов компании. Поэтапное прекращение полетов Ryanair из Таллина начнется уже в конце октября. В результате в зимнем расписании Ryanair останутся лишь рейсы в Лондон, Осло и Милан. Всего, как сообщает эстонская пресса, Таллин утратит связь с шестью городами.
Сегодня Ryanair выполняет из международного аэропорта Rīga перелеты в 13 городов. В Риге Ryanair являлся вторым по величине перевозчиком: в 2011 году он принял на себя 19,8% от всего пассажиропотока, достигшего 5,1 млн. человек.
Согласно заявлению самого Ryanair, с 7 ноября пять маршрутов из Каунаса будут перенесены в столицу Литвы. По численности населения Вильнюс почти вдвое крупнее, а расстояние до приграничных польских городов лишь немногим больше, чем от Каунаса. Количество перелетов, по которым можно забронировать билеты из Вильнюса на зимний период достигло 14. «Сейчас на долю Ryanair приходится около 11% от всего нашего пассажиропотока. С расширением списка направлений, по предварительным расчетам, этот показатель достигнет примерно 17%, дав прирост в 200 тыс. пассажиров в год», — заявила менеджер по общественным отношениям Вильнюсского аэропорта Сандра Шиаулиене.
ВВП растет как на дрожжах
Прирост ВВП Латвии во втором квартале 2012 года составил 5% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. На фоне еврозоны, да и соседей по Балтии наши показатели по-прежнему выглядят прекрасно. И во многом Латвии помог внутренний спрос. Главными двигателями ВВП выступили в равных пропорциях обрабатывающая промышленность, строительство, торговля и транспорт. На них приходится почти четыре пятых прироста экономики Латвии. Эксперты отмечают также успехи сферы информационных и коммуникационных услуг, которая по своему вкладу в ВВП следует сразу за упомянутой выше четверкой. Заметное повышение темпов прироста демонстрируют сельское, лесное и водное хозяйство.
В целом в первом полугодии 2012 года прирост ВВП Латвии по сравнению с соответствующим периодом 2011-го составил 5,9%. Это цифры впечатляюще выглядят на фоне показателей наших ближайших соседей по Балтии. Аналитики подчеркивают, что в увеличении ВВП Литвы и Эстонии экспорт играет заметно большую роль, чем в Латвии. Соответственно, падение спроса на внешних рынках оказывается для них более чувствительным. Нынешний отрыв Латвии во многом был обеспечен за счет роста внутреннего потребления, который невозможно удержать в долгосрочной перспективе. Главный экономист DNB Banka Петерис Страутиньш полагает, что дальнейшее замедление темпов экономики Латвии — по-прежнему наиболее достоверный сценарий, однако торможение будет плавным.
Ref: 017.000.108.1455