Латвийские чиновники вновь пытаются расширить объем информации, которую банки должны предоставлять по запросу налоговых органов. Причем делают это еще до утверждения аналогичных требований на уровне ЕС.
Поспешные требования
В поправках к закону «О кредитных учреждениях», которые обнародованы на неделе, перечисляются конкретные случаи, в которых Служба госдоходов может запросить сведения у банков. В частности для фискалов хотят открыть информацию о наличии счета, его держателе или лице, имеющем право им распоряжаться; об остатке счета на начало и конец периода; о сумме налогов, уплаченных за проценты в конкретный период (если они были); информацию или документы в связи с конкретной сделкой и др.
Эти предложения Министерства финансов вызвали возражения Ассоциации коммерческих банков Латвии. Одной из причин недовольства стало описание того, какую информацию налоговая служба для себя или по запросу коллег из ЕС (или из стран, с которыми у Латвии подписаны договоры, предусматривающие обмен такими данными), может запросить у кредитных учреждений. В частности, по словам вице-президента ассоциации Андриса Розенталса, слишком неконкретным выглядит пункт об «информации и документах в связи с конкретной сделкой». По его мнению, как минимум неясно, какие именно сведения придется предоставлять.
Кроме того, как пояснили в ассоциации, новые поправки содержат формулировку «ожидаемо важная информация. Однако на уровне альянса на данный момент четкой договоренности относительно того, какие данные считать «ожидаемо важной информацией», пока не существует. Еврокомиссия еще разрабатывает форму, которой налоговики смогут пользоваться при составлении запросов к коллегам из стран-участниц. Поэтому нынешние предложения Министерства финансов выглядят поспешными.
Латвия опять единственная
Зато совсем иначе выглядит прогноз роста ВВП на этот год для всех стран Балтии от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Латвия оказалась единственной в регионе страной, чья оценка по сравнению с предыдущей была повышена. В свежем обзоре краткосрочных экономических перспектив эксперты ЕБРР отмечают: перед лицом незначительной рецессии в еврозоне балтийские государства демонстрируют эластичность и рост ВВП в годовом исчислении. Особенно отмечаются наши успехи: «Восстановление в Латвии оказалось гораздо более быстрым, чем ожидалось, и страна должна продемонстрировать самый значительный рост ВВП в Евросоюзе — на уровне 4,2%».
В итоге для Латвии прогноз на 2012 год по сравнению с предыдущим увеличен на 0,7 процентного пункта (с 3,5%), для Литвы и Эстонии снижен — с 2,8% до 2,7% и с 2,4% до 2,3% соответственно. Оценки латвийской экономики пересмотрели и местные власти: изначально бюджет 2012 года готовился с расчетом на рост ВВП в районе 2,5%, летом же прогноз был поднят до 4%.
Несколько слов о доверии
Интересными оказались также результаты исследования, проведенного компанией GfK Custom Research Baltic и порталом Nozare.lv, опубликованные на неделе. Оказалось, что среди балтийских стран в Латвии самый низкий уровень доверия к финансовому сектору (3,9 пункта из семи возможных) и самое большое число людей, берущих быстрые кредиты. Второе место по уровню доверия заняла Эстония — 4,3 пункта. Более всего доверяют финансовому сектору в Литве, где показатель составил 4,5 пункта.
Вместе в тем выяснилось, что отношение респондентов к отдельным сегментам рынка финансовых услуг может быть значительно лучше, чем к отрасли в целом. Например, в Латвии люди охотно берут быстрые кредиты (22% опрошенных), в Литве таковых 18% и Эстонии — 5%. Чаще всего заем используют для ежедневных трат или для погашения другого кредита. Также эти средства тратят на путешествия и развлечения. В Литве гораздо популярнее, чем в соседних странах, направление ссуды на покупку бытовой техники или электроники. В Эстонии, в свою очередь, полученные финансы преимущественно идут на ремонт машины.
В исследовании, проведенном с 24 сентября по 2 октября, участвовали интернет-пользователи в возрасте 18–65 лет. Всего ответы предоставили 1 802 жителя Латвии, 856 респондентов из Литвы и 1 003 из Эстонии.
Бюджет раздора
Наконец, еще одно событие хоть и разворачивается за пределами страны, имеет к нам непосредственное отношение. Речь идет о конфликте вокруг долгосрочного бюджета ЕС на 2014–2020 гг. Президентствующий в Евросоюзе Кипр предложил сэкономить 50 млрд. евро — в первую очередь за счет еврофондов, стимулирующих развитие беднейших стран ЕС, в число которых входит и Латвия. Новый долгосрочный бюджет стал яблоком раздора для участников альянса. Незадолго до очередного саммита, намеченного на 22-23 ноября, доноры ЕС стали агрессивно критиковать предложение Еврокомиссии зафиксировать общую сумму расходов бюджета на уровне 1,03 трлн. евро в течение семи лет.
Для Латвии обсуждаемые меры могут иметь неприятные последствия. На данный момент основную выгоду от политики выравнивания получают наименее развитые государства ЕС — в основном постсоциалистические страны Восточной Европы, включая и нашу. Собственно, одна из основных ее задач заключается в подтягивании отстающих до среднего по альянсу уровня для скорейшего создания «ровного» общеевропейского рынка. Влияние относящихся к ней фондов на нашу экономику трудно переоценить.
В Министерстве финансов отмечают, что благодаря им ВВП на одного жителя вырос с 46% от среднеевропейского уровня в 2004 году до 58% в 2011-м. В нынешнем периоде планирования (2007-2013 гг.) нам доступно 3,2 млрд. латов, и это самый значительный источник публичного финансирования. Из них более трети, почти миллиард, привлек Рижский регион. В пересчете же на душу населения больше всего евроденег ушло в Курземе — 24%, в Видземе — 19%, в Латгалию и Земгале — по 18%, а в столицу — 16% от общей суммы.
Госсекретарь Министерства охраны среды и регионального развития Александр Антонов, много лет занимавшийся вопросами еврофондов в Министерстве финансов, признает: «Учитывая, что в последние годы фонды политики выравнивания обеспечивают более 90% публичных инвестиций, возможное сокращение финансирования, скорее всего, окажет негативное влияние на латвийскую экономику, поскольку не будет возможности поддерживать рост так, как мы того хотели бы».
Ref: 017.000.108.5544