Совет министров финансов и экономики стран ЕС (ECOFIN) 9 июля принял окончательное решение о допуске Латвии в еврозону с 1 января 2014 года, поставив таким образом точку на главной интриге последних лет. Сразу после заседания премьер-министр Валдис Домбровскис объявил, что испытывает удовлетворение от проделанной работы.
Латвия безумец или провидец?
Помимо принятия вердикта о присоединении нашей страны к еврозоне ECOFIN также зафиксировал окончательный курс, по которому будет осуществляться конвертация: он составит 0,702804 лата за евро. По словам, В. Домбровскиса, важно, что в расчет был взят нынешний официальный курс Банка Латвии. Именно вокруг этой части решения существовало большое количество спекуляций. Евроскептики утверждали, что итоговые цифры будут совсем другими.
По словам еврокомиссара по экономике и финансам Олли Рена, Латвия заслужила свой нынешний успех, выполнив Маастрихтские критерии и продемонстрировав приверженность к устойчивой экономической политике: «Опыт Эстонии свидетельствует о том, что страна может извлечь выгоду из дальнейшего укрепления экономической и монетарной стабильности. Это может положительно сказаться на притоке инвестиций, что в свою очередь принесет за собой рост занятости и ВВП. Латвия сделала выбор в пользу того, чтобы быть частью политического и экономического ядра Европы».
В среде предпринимателей и обычных граждан между тем эйфории по случаю принятия Латвии в еврозону не наблюдается. Многие ожидают повышения цен, другие полагают, что страна купила билет на борт тонущего корабля.
Весьма примечательно в этой связи и реакция мировых СМИ. Так, издания Германии, которая остается верна принципам жесткой экономии и бюджетной дисциплины, весьма позитивно оценивают решение ECOFIN. Газета Frankfurter Allgemeine Zeitung пишет, что принятие Латвии в европейский валютный союз — сравнительно хорошая новость, поскольку с января 2014 года на евро перейдет страна, которая после резкого экономического спада в результате финансового кризиса завершила успешную программу оздоровления экономики. А это, по мнению издания, является примером того, что строгая бюджетная дисциплина в сочетании с экономическими реформами отлично работает. И это опровергает прогнозы, согласно которым европейский валютный союз распадется. «Несмотря на нестабильность в Греции и другие проблемы в еврозоне, пока получается все наоборот: европейский валютный союз растет, а в 2015 к нему также может присоединиться Литва. И таким образом все три балтийские страны скоро станут членами валютного союза», пишет газета.
Вместе с тем британская The Telegraph разразилась настоящей отповедью: «Когда соседняя Эстония присоединилась к еврозоне, ее доход на душу населения был в два с половиной раза выше. Латвия может оказаться втянутой в еще большую катастрофу, если ограничительная фискальная и денежно-кредитная политика в еврозоне даст толчок к развитию еще более глубокого кризиса в Словении, Португалии, Испании и Италии, Греции и на Кипре», — пишет газета. По мнению издания, экономика Латвии по-прежнему находится в плохом состоянии, несмотря на весьма удовлетворительные цифры роста ВВП, сокращения бюджетного дефицита и показателей безработицы. Великобритания, как известно, является ярой противницей введения евро на своей территории, полагая, что собственная национальная валюта дает больше возможностей для маневра в преодолении экономических сложностей.
Обещания надо выполнять
А вот депутаты латвийского Сейма, кажется, стопроцентно уверены в успехе перехода на евро и в том, что экономика страны вполне выздоровела. В противном случае на срочном заседании, состоявшемся на неделе, они бы не стали поддерживать возобновление индексации пенсий.
Одобренный Сеймом законопроект на кошельках конкретного ушедшего на покой жителя скажется чисто символически: с 1 сентября выплаты по старости вырастут не более чем на 5,5 лата в месяц. Вообще замороженная в кризисный 2009-й индексация пенсий должна была вернуться только в 2014 году, но Латвийская федерация пенсионеров сумела надавить на правительство (в том числе и напоминая о приближающихся выборах в Сейм). Одобренная инициатива охватывает почти полмиллиона получателей пенсий в размере до 200 латов, а таковых среди пожилого населения подавляющее большинство.
Решение, которое в нынешнем году потребует из бюджета 10,6 млн. латов и более 30 млн латов — в 2014-м оказалось не таким уж популярным. Дело в том, что ранее на достижение других благих целей в будущем году правительство обещало выделить не более 60 млн латов. В этом списке помимо пенсий значатся повышение зарплат в некоторых отраслях госсектора, увеличение необлагаемого минимума для получателей маленьких зарплат, рост льгот на иждивенцев, снижение подоходного налога с населения (ПНН) с нынешних 24% до 22%. Если депутаты так щедро распоряжаются бюджетными деньгами 2014 года, на снижение ПНН средств может не хватить. На что и указали Латвийская торгово-промышленная палата и Латвийская конфедерация работодателей. По мнению этих организаций, ПНН напрямую связан с затратами на рабочую силу, которые в Латвии непомерно высоки и бизнес давно ждет послаблений в этом направлении. Поэтому обе крупнейшие предпринимательские организации будут настаивать, чтобы правительство выполняло взятые на себя обязательства.
Мы за ценой не постоим
О том, что Латвии рановато пить шампанское по случаю принятия в еврозону, косвенно свидетельствует и свежий макроэкономический обзор, обнародованный на неделе банком SEB. Несмотря на впечатляющий рост экономики, позволивший Латвии стать самой стремительно развивающейся экономикой Евросоюза, по сравнению с Литвой и Эстонией ее успехи пока довольно условные, отмечают эксперты. Просто в Латвии восстановление происходит с самого низкого уровня, что позволяет демонстрировать лучшие достижения. Согласно расчетам банковских аналитиков, экономика нашей страны от докризисного уровня отстает на 12,2%. У Литвы и Эстонии показатели 2,3% и 4,9% соответственно. В SEB это объясняют тем, что в Латвии народное хозяйство было в упадке три года, Эстонии – два, а в Литве всего один год. После рывка в предыдушие два года в этом темпы роста ВВП Латвии, по прогнозам банка, могут замедлиться до 3,5%.
Ничего хорошего не сулит будущее и рынку труда. Во всяком случае в докладе Министерства экономики, представленном на этой неделе на заседании правительства, говорится, что самой большой проблемой станет серьезное расхождение между спросом и предложением на рынке труда. Ситуацию усугубит низкая рождаемость, продолжающийся отток рабочей силы из страны, старение населения и «ловушка низких доходов».
017.000.108.1473