Чиновники на уходящей неделе плотно поработали над целым рядом поправок к законам, которые регламентируют предпринимательскую деятельность. Будут ли они утверждены, и если будут, то в каком виде, пока неизвестно, но некоторые из них вряд ли обрадуют коммерсантов даже на стадии обсуждения идеи.
Возврату не подлежат?
У Службы госдоходов появились креативные мысли, как улучшить пополнение госказны. Фискалы предлагают переложить ответственность за налоговые задолженности предприятия, которые уже невозможно взыскать, на членов его правления. По таким же обязательствам субподрядчиков аналогичным образом ответят генподрядчики. Автор предложений — Марьян Бурый, глава департамента по взысканию налоговой задолженности СГД. Его идеи на этой неделе на полном серьезе обсуждали депутаты подкомиссии по налоговой политике при Бюджетно-финансовой комиссии Сейма.
В некоторых европейских странах, например в Эстонии, такие нормы уже действуют. Там объем неуплаченных налогов примерно в два раза меньше чем у нас, но это не доказательство эффективности.
Единства среди парламентариев и представителей бизнеса пока нет. Также пока непонятно, в каких именно случаях будет делегироваться ответственность за долги. В целом члены подкомиссии пришли к выводу, что независимо от качества предложений им не ясно, какой именно закон корректировать и какие конкретные изменения в него вносить. В итоге СГД было поручено доработать свой креатив до стадии законопроекта. Когда парламентарии вернутся к обсуждению проблемы, пока не сообщается.
Президент Латвийской конфедерации работодателей Виталий Гаврилов назвал идеи СГД безумно абсурдными: «Уже сегодня члены правления несут материальную ответственность за фирму. Куда уж больше! Такие поправки повредят инвестиционному климату и нанесут удар по престижу профессии руководителя. В правления думающие люди просто не пойдут. Во время кризиса, когда рушатся рынки, что сможет сделать даже самое лучшее руководство?».
По подсчетам СГД, общая сумма долгов по налогам в Латвии по состоянию на начало мая превышала 1 млрд. латов. Почти половина из этой суммы признана на долги, которые уже невозможно взыскать.
Недвижимости нельзя пустовать
В целях улучшения собираемости налогов возрождена и старая идея к не сданному в аренду жилью, находящемуся в собственности коммерсантов, применять не льготную, а карательную ставку налога на недвижимость, подняв ее с нынешних 0,2–0,6% (в зависимости от кадастровой стоимости объекта) до 1,5%. Идею уже одобрила Бюджетно-финансовая комиссия Сейма.
В первую очередь нововведение коснется банков и их дочерних компаний по управлению недвижимостью, у которых за годы кризиса скопился внушительный фонд. Кроме того, поддерживающий идею Союз самоуправлений Латвии полагает, что изменения помогут обеспечить равный подход ко всем коммерсантам: один за пустующие офисные площади платит 1,5%, другой за такие же, но в незаполненном жилом доме, — по льготному тарифу. Другой аргумент в пользу такого дифференцированного подхода — активизация рынка аренды: мол, увеличенные отчисления подтолкнут собственников к поиску съемщиков.
Кроме того, комиссия решила, что освобождение от налога на недвижимость для объектов, считающихся культурным наследием, не должно распространяться на здания, которые содержатся в ненадлежащем состоянии. А оно будет определяться Госинспекцией по защите памятников культуры. В случае негативного заключения такая недвижимость не только потеряет льготу, но и может быть обложена повышенной ставкой в 3%.
Коммерсанты улучшают закон
Пока фискалы придумывают новые способы закручивая гаек и усовершенствуют старые, у предпринимателей есть проблемы и посерьезнее. Например, недавно вступивший в силу закон «О налоге на добавленную стоимость». Представители бизнеса подготовили 57 предложений по улучшению этого документа.
Закон и сопровождающие его правила Кабинета министров вступили в силу 1 января нынешнего года. Поскольку основы новой редакции закона разрабатывались при участии представляющих интересы бизнеса организаций, предполагалось, что документ упростит жизнь предпринимателей. Однако за первый же месяц его действия за разъяснениями по его статьям в Службу госдоходов (СГД) обратилось свыше 8 тыс. налогоплательщиков. Стало ясно, в него предстоит внести объемный список коррекций.
На этом фоне и состоялась на этой неделе специальная встреча представителей Министерства финансов, Ассоциации коммерческих банков Латвии, Ассоциации налоговых консультантов и Ассоциации прав налогоплательщиков, а также Союза самоуправлений.
Пожелания коммерсантов можно условно разделить на несколько больших групп. Часть касается различных аспектов начисления и учета предналога. В частности, множество вопросов у бизнеса вызывает механизм использования права непроведения коррекции предналога в случае уничтожения или кражи собственности. Кроме того, довольно много нюансов связано с Регистром плательщиков НДС, в том числе с коммерсантами из третьих стран, которых в нем представляют уполномоченные лица. Совершенно отдельное минное поле — применение НДС в сделках с недвижимостью. Тут стороны договорились о создании рабочей группы, которая займется углубленным изучением этой проблематики.
Примерно треть этих законодательных инициатив может быть направлена на рассмотрение госсекретарям уже в июне текущего года. После прохождения необходимой бюрократической процедуры соответствующие положения, как предполагается, вступят в силу уже 1 января следующего года. Второй блок будет подготовлен к осени — сентябрю-октябрю этого года со сроками вступления в силу с 2015 года.
Латвия не наводит тень на плетень
И еще одна приятная новость: серый бизнес в Латвии теряет позиции намного быстрее, чем у наших соседей, свидетельствует новый Индекс теневой экономики. Его авторы уверены, что основных причин тому две: выросшие риски быть пойманными, но главная — общее оздоровление экономики.
Исследователи из Стокгольмской высшей школы экономики Арнис Саука и Талис Путниньш составляют свой индекс четвертый год подряд. Благодаря этому их исследования хорошо показывают, как меняется доля теневой экономики и ее составляющих в Латвии, Литве и Эстонии с течением времени. Еще год-два назад казалось, что от соседских показателей нас отделяет еще лет семь напряженной работы. В реальности же понадобилось куда меньше времени, чтобы приблизиться к ним вплотную.
Комментируя результаты исследования и динамику латвийских изменений, А.Саука отметил, что они в целом хорошо отражают события в экономике. Наше падение в годы кризиса было самым глубоким и стремительным в регионе — соответственно, и «тень» раздулась сверх всякой меры. И наоборот: в последние пару лет латвийское предпринимательство развивалось быстрее, чем у соседей, это отразилось и на размахе полулегального бизнеса.
017.000.108.4679