«Самое важное — неотложная и срочная разработка единого предложения по транзитному коридору, а также стратегический государственный план развития транзитной отрасли, и надо принять стратегические документы по дальнейшей деятельности отрасли», — считают эксперты, которые участвовали в дискуссии «Влияние новой налоговой реформы на транспортно-логистическую отрасль в ситуации резко сокращающихся объемов грузов».
В понедельник, 29 мая, участники договорились, что появившиеся в результате дискуссии предложения подадут премьер-министру и министру сообщения.
Президент «Балтийской ассоциации Транспорт и логистика» (БАТЛ) Инга Антане на дискуссии обрисовала текущую ситуацию в отрасли и напомнила, что эта отрасль ежегодно дает народному хозяйству Латвии миллиард евро, а также обеспечивает работой более 80 тыс. человек. Указав, что на восточном побережье Балтийского моря существует самая большая в мире портовая конкуренция — на небольшой территории конкурируют 12 портов, Антане подчеркнула, что общий объем переваленных грузов стабильный с тенденцией небольшого прироста, тогда как латвийские порты ежегодно теряют объемы грузов.
Описывая текущую ситуацию, она напомнила, что Россия из политических и стратегических соображений решила направлять свои энергоресурсы и прочие грузы в собственные порты, которые в последние годы переживают стремительный рост, и в этом году в Латвии тоже прогнозируется падение объемов грузов. Антане говорит, что повышение акцизного налога в результате налоговой реформы приведет к тому, что транзитная отрасль потеряет еще больше своей конкурентоспособности.
«Правительство сказало твердое «нет» проекту NordStream 2, который бы дал народному хозяйству Латвии около 25 млн евро; не разработано единое предложение по транзитному коридору и не принят ряд стратегических документов», — сказала Антане.
Руководитель консалтингового отдела аудиторской компании WaterhouseCoopers (PWC) Байба Апине подчеркивает, что даже небольшая часть транзитных грузов из России, Беларуси, Казахстана и Китая принесла бы большую пользу Латвии.
Экономист банка SEB Дайнис Гашпуйтис считает, что в Европе будет сокращаться спрос на уголь и газ из России, поскольку в европейской энергетике все бóльшую роль будет играть сжиженный газ из Америки, а грузопоток из Китая не сможет компенсировать те объемы, которые Латвия потеряет с закрытием нефтепровода. По его мнению, Латвия «проспала» свои возможности развития альтернативного грузопотока, поэтому вернуть упущенное будет не просто.
Руководитель управления монетарной политики Банка Латвии Улдис Руткасте охарактеризовал предложение по налоговой реформе Латвии как в целом благоприятное для народного хозяйства. Повышение акцизного налога на топливо может негативно повлиять на предприятия транспортного сектора, но при этом снижение налогов на рабочую силу будет работать в противоположном направлении — облегчит расходы предприятий.
Член правления Вентспилсского торгового порта Янис Хазе напомнил, что по сравнению с российскими северо-западными портами латвийский транспортный коридор значительно дороже, но, несмотря на это, Латвия продолжает обслуживать российские грузы. Однако в такой ситуации повышать железнодорожные тарифы было бы полным безумием и сделало бы латвийский транзитный коридор абсолютно не конкурентоспособным.
Участники дискуссии договорились подать правительству и Министерству сообщения предложения, появившиеся на этой дискуссии. Предложения предусматривают просьбу к правительству о разработке стратегического плана по развитию транзитной отрасли, одинаковой для всех портов системы гибких и конкурентоспособных железнодорожных тарифов, или единое предложение по транзитному коридору, а также о принятии стратегических документов по дальнейшему развитию отрасли, например ориентировочный план развития железной дороги, новая портовая программа и др. Также участники просят включиться в конструктивную дискуссию по содействию развитию отрасли, чтобы ее действительно можно было считать одной из приоритетных отраслей народного хозяйства Латвии.
Дискуссия проходила в Вентспилсе. Ее организовала БАТЛ в сотрудничестве с Банком Латвии PWC и банком SEB.
Ref:224.112.112.6505