Государственный контроль в ходе ревизии, касающейся правомерности, эффективности и экономичности действий Управления Рижского свободного порта при руководстве проектом «Развитие инфраструктуры на острове Криеву для переноса деятельности из центра города», констатировал не только нарушения, но и недостаток профессионализма.
В результате этого у Рижского свободного порта возникли дополнительные расходы в размере более 3 миллионов евро. Притом не будет достигнута изначально поставленная, определенная в проектной заявке на финансирование ЕС цель – полностью освободить центр города от деятельности порта. Это вызывает риск коррекции софинансирования ЕС вплоть до 100% от предоставленных 77,2 миллионов евро. Это были бы объемные убытки для Рижского свободного порта, которые он, возможно, не мог бы сам покрыть, вызывая тревогу, не будут ли искаться способы их компенсации из средств налогоплательщиков Латвии. В ходе ревизии было констатировано, что этот риск сохранится вплоть до 2019 года, когда Европейская комиссия оценит достижение целей и обоснованность затрат.
Государственный контролер Элита Круминя указывает: «Оценивая действия Рижского свободного порта в реализации проекта острова Криеву в целом, трудно не провести параллели со стереотипами, касающимися студентов, которые готовятся к экзаменам в последние ночи. Проект острова Криеву был на повестке дня Управления Рижского свободного порта уже с 2006 года, когда правление приняло решение об использовании деградированных территорий острова Криеву для нужд порта и начале деятельности, связанной с планированием, предполагая завершить фазу строительства объекта до конца 2012 года. Однако до самого 2014 года управление продвижением проекта было вялым и непрофессиональным». Об этом свидетельствует несколько упущений, которые пришлось констатировать Государственному контролю при проведении ревизии.
Руководитель проекта, ведающий сферой строительства, был привлечен только в конце 2013 года после давления, оказанного Министерством финансов, Министерством сообщения и обществом. До этого длительное время командой руководства проекта руководили бывшие и действующие политики без необходимой квалификации в реализации столь объемных проектов.
Реализация проекта и строительные работы были начаты до того, как было достигнуто соглашение со всеми вовлеченными в проект сторонами, например стивидорами. Результатом этого стали значительные дополнительные расходы, которых не было бы при обеспечении своевременной коммуникации, а также при необходимости существенно менять цели проекта уже после его утверждения в Европейской комиссии, создавая риски для получения финансирования Европы.
Несмотря на уже принятые решения о продвижении проекта «Развитие инфраструктуры на острове Криеву для переноса деятельности из центра города», управление Рижского свободного порта допустило, чтобы одно из предприятий порта построило склад на территории, о котором уже было однозначно известно, что он необходим для нужд проекта «Развитие инфраструктуры на острове Криеву для переноса деятельности из центра города», таким образом, вызывая убытки в размере 1 миллиона евро, который надо выплатить в виде компенсаций.
Чтобы возобновить выдачу кредита, которая была прекращена, не обеспечивая Управлению свободного порта своевременный и полный обмен информацией с банком, управление заплатило кредиторам разовую плату в размере 120 300 евро.
Хотя и удалось в последний момент – с задержкой в 3 года – завершить фазу строительства проекта, Государственный контроль указывает, что до успешной реализации проекта еще далеко. В течение последующих двух лет стивидоры должны построить на острове Криеву объекты внутренней инфраструктуры, установить оборудование и перенести на остров Криеву деятельность по перевалке угля. С целью снижения рисков для получения финансирования от Европы Государственный контроль разработал несколько рекомендаций. Наиболее существенные из них касаются обеспечения команды руководства проектами, соответствующей нормативным актам и международным стандартам, разработки плана коммуникации, соответствующего временному плану проекту и стандартам руководства проектами, а также совершенствования контроля, уделяя особое внимание оценке правомерности и целесообразности приобретения услуг.
Нарушения Государственный контроль констатировал как в ходе данной ревизии, так и во время ранее проведенных ревизий в Управлении Рижского Свободного порта. Нарушения охватывают широкий диапазон. Среди них – нарушения права конкуренции, нецелесообразные и противоправные закупки, неразрешенные пожертвования в большом размере, необоснованные расходы на администрацию и другие расходы в размере многих миллионов евро. Однако в органах, которые являются ответственными за надзор за деятельностью Управления Рижского Свободного порта – как соответствующие министерства, так и Рижская дума, которая в Управлении Рижского Свободного порта представлена четырьмя членами правления, — до сих пор нерешительно реагировали на обнаруженные нарушения.
По мнению Государственного контролера Э.Крумини, это трудно понять, учитывая важную роль Рижского Свободного порта в народном хозяйстве всей страны, заставляет поставить под сомнение эффективность правления и, возможно, еще раз актуализировать вопрос о модели портового управления в целом.
Ref: 102.112.112.4123