Э-государство позволяет не тратить каждый месяц горы бумаги высотой почти с Эйфелеву башню, а цифровая подпись экономит 2% от ВВП в год – такие выгоды от всеобщей дигитализации государственных услуг отмечает исполнительный директор e-Estonia Showroom @ Enterprise Estonia Анна Пиперал.
О технологической истории успеха Эстонии г-жа Пиперал также расскажет на конференции «Умное государственное управление», которая состоится 28 апреля в Bellevue Park Hotel Riga.
В преддверии конференции технологическая платформа BiSMART обобщила наибольшие преимущества, обеспечиваемые электронным государственным управлением.
Необычайно высокая эффективность и существенная экономия средств государства
Если произведены первоначальные инвестиции в создание сетей, развиты цифровые услуги и население обучено использованию возможностей электронной среды, то в долгосрочной перспективе можно добиться практически невероятной эффективности и экономии средств, ‒ подчеркивает г-жа Пиперал. Так, в Эстонии, где 99% услуг государства и самоуправлений можно получить в электронной форме, на содержание ИТ расходуется в 40 раз меньше средств, чем в Финляндии, и в 400 раз меньше, чем в Великобритании.
Обсуждая успешное развитие э-управления в Латвии, последние семь лет можно назвать периодом совершенствования цифрового содержания, э-услуг и процессов, когда были внедрены существенные инициативы в каждой отрасли, ‒ поясняет руководитель Отдела электронных услуг Министерства охраны окружающей среды и регионального развития (МООСРР) Гатис Озолс.
Уменьшение административной нагрузки, экономия времени и денег для людей
В настоящий момент в Латвии можно получить в электронной форме более половины из 300 различных государственных услуг. Это позволило снизить административное бремя, повысить эффективность работы государственного управления, в том числе путем обеспечения доступности данных для принятия решений, основанных на фактах.
Так, уже после первого года деятельности сделан вывод, что при проведении закупок автоматизация получения необходимой информации о задолженности по уплате налогов, судимости и неплатежеспособности позволила сэкономить более 1,1 миллиона евро в год, а предпринимателям – сэкономить один человеко-день на закупках. Кроме того, к «ощутимой» экономии времени и денег приводят цифровое налоговое администрирование и электронная зарплатная книжка, в свою очередь, доступность в электронной среде планов территориального развития повысила прозрачность этого процесса.
Более высокие уровень удовлетворенности пользователей и уровень доступности услуги
В целом, почти треть запросов на услуги отправляется в электронной форме, и пользователи более довольны э-услугами, чем при использовании их лично, ‒ поясняет Озолс.
Организация услуг в цифровой форме вовсе не означает, что все их можно получить только в электронной форме. Фактически это значит, что оборот необходимой информации происходит в цифровой среде, ‒ подчеркивает Пиперал. В качестве примера она упомянула э-рецепты на лекарства, использование которых никоим образом не связано с навыками работы на компьютере. «Нужно только позвонить врачу и прийти в аптеку, где предъявить идентификационную карту и получить лекарства», – поясняет представитель e-Estonia Showroom.
Эксперты обеих стран также подчеркивают значение единых центров обслуживания клиентов. А именно, э-государство позволяет под одной крышей предлагать услуги, физически недоступные в конкретном населенном пункте, при этом работники центров могут помогать населению пользоваться электронными инструментами.
Более универсальная и надежная аутентификация пользователей
Оказалось, что одной из латвийских историй успеха, связанной с цифровой средой, является «универсальное обращение» или аутентификация для публичных услуг, которой пользуется не только портал latvija.lv, но и еще 30 порталов публичного управления и информационных систем.
«Этому нашему решению завидуют многие страны ЕС, и оно существенно облегчит нам внедрение трансграничной электронной идентификации, предусмотренной в Европейском союзе так называемым регламентом eIDAS, который вступит в силу уже в июне нынешнего года. Согласно данному регламенту, жителям стран-участниц Европейского союза посредством их национальных средств электронной идентификации станут доступны и электронные услуги других стран-участниц», – признает руководитель Отдела электронных услуг МООСРР.
Ref: 102.112.112.4122